114 метров не развернуть на нашей реке - мало места. Обгонять такие большие суда можно, но только по их левому борту на расстоянии не меньше их длины. Чтобы не ломать голову как высчитать это расстояние, рекомендую простой приём: от носа судна по воде идут явственно видимые усы - так вот там, где они растворяются в волнах, и есть безопасная дистанция обгона.
Из вышеуказанных рассуждений и появилось правило пересечения судового хода (СХ): при видимости >1км в каждую сторону мы имеем право пересекать СХ (фарватер), но никому не должны мешать! Пересекать его надо под прямым углом и лучше это сделать за кормой прошедшего судна, а не перед его носом - не забывайте про мёртвую зону.
Если вам нужна помощь (подвёл лодочный мотор), то днём сигнал бедствия можно подать жестами: разведите руки в стороны на уровень плеч, а потом медленно опускайте к бёдрам, и повторяйте раз за разом – это и есть международный сигнал бедствия.
Чтобы всякие пузатые жертвы кризиса среднего возраста на гидроциклах не испортили вам водную прогулку, возьмите с собой стеклянную бутылку лимонада Буратино. Корпус гидрика не стальной... и, как говорил мой препод Вилен Яночкин: «Я тридцать лет на ринге, но не встречал титановых лбов».
Намного опаснее для
надувных гребных лодок огромные катера с двигателями по 300 лошадей. На шоссе джип с 6-ти литровым двигателем обойдёт вас и не заметит, но особо и не навредит, а вот на воде после таких монстров остаются огромные волны, которые обольют вас с головы до ног или будут очень сильно бить вашу лодку о причал. Для защиты от таких горе-капитанов, не помешал бы торпедный аппарат. Ограничения по скорости на Неве нет, а морская культура у таких асов отсутствует в 99,99 % случаев.
Не стоит соваться на Неву в черте города на лодочных моторах слабее 15 л.с. - вам просто может не хватить скорости, чтобы уйти с дороги судна на подводных крыльях (на наше счастье управляют ими обученные люди, а не просто обеспеченные).
Начнём с той же точки напротив Шереметьевского дворца, и пойдём к Неве. На Прачечном мосту видим квадрат (значит уступаем дорогу), не спеша выходим в реку и идём направо. Повернём сразу налево — значит, попадём на встречку! Идём не ближе 50 м к берегу, на траверзе Авроры (корабль слева по борту под углом 90 градусов) надо уже определиться куда идём - под Литейный мост или направимся в Большую Невку.
Для справки: всё военное - это корабли, судно - это гражданское.
Пойдём под Литейный мост, но не под квадрат, а в пролёт, где треугольник вершиной вниз - он предназначен именно для маломерных судов (см. фото справа).
Идём не ближе 50 метров к берегу, так спокойнее (под водой много чего лежит и с набережной ничего не докинут), пойдём вверх по течению. Проплываем мимо Водоканала и видим приближение поворота направо, там же наблюдаем буи конусной формы белого цвета. Место очень характерное для изучения правил плавания на ВВП. На Неве буёв в черте города мало, т.к. эта не река на самом деле, а протока, и очень глубокая, что для судоходства удобно и безопасно, а ориентируются судоводители в основном по знакам на мостах. Наша Нева - одна такая на всём белом свете, и поэтому наш город так красив в любое время года (река не пересыхает). Подойдём к белым буям в солнечный день и осмотрим пространство между ним и набережной. Мелко, очень мелко - даже на надувной лодке не пройти. Сейчас я процитирую своими словами самое важное правило для МС.
Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое движение невозможно (мелко или препятствие), они могут идти по СХ вдоль кромки в пределах 10 м от неё, при этом не должны мешать немаломерным судам, т.е. заблаговременно уходить с их пути (не подавая никаких сигналов). Проще говоря, маломерные суда должны идти между буями и берегом, если это возможно.
Кромка судового хода — это условная линия, чаще всего её можно определить по буям: красные цилиндрические всегда на правой стороне, а белые(чёрные) конические на левой стороне.
Мысленно делим СХ пополам – посередине будет Ось судового хода (как на дороге прерывистая разделительная полоса), она обозначается буями белого цвета с 2-я чёрными горизонтальными полосами (на очень широких водоёмах). (см фото слева). Ось не всегда совпадает с серединой реки и сам СХ частенько смещён к какому-то берегу.
Полоса движения - часть СХ между осью и кромкой СХ. На Неве буёв почти нет, так что от оси до берега.
В нашем случае мы не можем пройти за кромкой, т.е. между белым буем и берегом, следовательно, идём по СХ не дальше 10 м от буёв.
Напоминаю: правый берег - это берег ВП и ВВП, расположенный справа от наблюдателя, обращённого лицом по течению воды, а левый — соответственно, слева.
Буй может потерять цвет под действием солнца, но форма останется неизменной. У нас в Северо-Западном регионе буи на левом берегу белые См фото 2, потому что местность тёмная, а в выгоревших Астраханских степях они будут чёрные, но форма всё равно коническая, на правом берегу буи красные цилиндрические везде (см фото справа). Вот вы и запомнили третий способ определения берегов.
Бакены - это такие плотики с огоньком и фигурой - остались только в фильмах про пионеров или где-нибудь в глухой провинции.
Давайте развернёмся в районе Синопской набережной и пойдём обратно (по течению). Подходим к Литейному мосту, видим на его верхней кромке, знакомые нам ромб и треугольник белого цвета (в Астрахани будет красный). Верхняя кромка моста - это та, в которую ударяет течение, а нижняя – наоборот, соответственно.
Прошли мост, и направляемся к стрелке ВО, проходим Троицкий и видим буй, раскрашенный в красно-белую вертикальную полоску (где обычно фонтан) (см. фото слева) он обозначает разделение СХ и здесь это чётко видно: можно пойти по Большой Неве к Благовещенскому мосту, а можно повернуть направо и двигаться по Малой Неве, мимо стадиона Петровский и т.д. Это очень важный навигационный знак. Представьте себе: идёте по Волге из Ульяновска в Казань, пропустили его - и попадёте в Каму, окажетесь в Уфе.
Допустим, продолжили движение по Большой Неве и выходим к Благовещенскому мосту – всё, для маломерных судов дальше пути нет, т.к. там акватория порта (вдруг вы контрабандист) и заводов (может адский террорист), на которых МС появляться запрещено и подходить к большим судам тоже запрещено (по той же причине). После прохода нижней кромки Благовещенского моста ваша рация заговорит на 5-м канале и диспетчер службы Портнадзора в простых морских терминах предложит вам лечь на обратный курс. За мостом всегда дежурит пара катеров речной полиции для встреч особо непонятливых.
Возвращаемся в район Зимнего дворца и Петропавловской крепости. Может, подойти к пляжу и купаться прямо с лодки? И то и другое запрещено. Ещё недавно была чёткая формулировка, что ближе 50 метров к пляжу, неважно оборудованному или дикому, на маломерном судне походить нельзя и не было столько трагических историй с купальщиками.
Может встать на якорь прямо посередине Невы и поудить рыбку? Вставать на якорь на СХ категорически запрещено! Подходить и швартоваться к навигационным знакам запрещено.
Разворачиваемся и идём в Большую Невку мимо стадиона Петровский и.т.д. Будьте осторожны, здесь ходят суда на подводных крыльях. ВВП заканчиваются там, где вы видите на карте примерную трассу будущего западного скоростного диаметра. Сейчас мы в залив на МП не пойдём, а обойдём Крестовский остров и поедем кататься по Большой, Средней и Малой Невке, учитывая все правила. Там вы можете увидеть знак «Создавать волнение запрещено» (см.фото в начале статьи), значит, где-то рядом может быть детский пляж, так же его устанавливают недалеко от рыбоводных садков, в таких местах волну гнать не надо.
Рация речного диапазона обязательно понадобится на реках ВВП, где есть шлюзы. Все переговоры с диспетчером вы будете вести на 3-м специальном канале. Отдельно для надувных лодок шлюзование не делается, вас запустят внутрь только с кем-нибудь крупным за компанию. Процедура эта очень ответственная и опасная, и указания диспетчера вы и будете слушать по рации. На Неве рация в нашей лодке может заговорить в районе Ивановских порогов, т.к. там есть диспетчерская служба ГБУ (позывной – Ивановский-3), управляющая прохождением судов по такому сложному участку. ГБУ – это главное бассейновое управление, оно поддерживает в исправности навигационную обстановку на водоёмах.
Чтобы дойти по Неве до Ладоги, не помешает перед плаванием ознакомиться с лоцией водоёма. Лоция - это словесное описание водоёма, в котором указаны позывные шлюзов, характеристики сложных участков, приметные ориентиры и т.д. Много полезной информацию можно найти в Интернете. Ладога - это ВВП, за исключением отдельных районов, которые можно определить по морским буям, но об этом в следующий раз.
Море зовёт. В следующей статье выйдем на МП.
Статьи по теме:
Правила плавания на надувных лодках с моторами: что, как и почём? Часть 1
Правила плавания на надувных лодках, или как отличить ВП от ВВП? Часть 2
Правила плавания на надувной лодке под мотором: морские пути. Часть 4