К счастью для нас, Санкт-Петербург - это город, расположенный недалеко от полярного круга, и потому любительская навигация происходит не в полной тьме до конца августа.
Лет сто назад лодки были у многих, а вот электрических фонариков, как и сладких пряников, на всех не хватало, и при встрече ночного рыбака с пароходом, первый держал наготове керосиновый фонарь, поднимал его как можно выше, освещая себя и лодку - это и был первый фонарь кругового освещения. Спустя сто лет принцип тот же - нас должны увидеть.
В детстве я прочёл интересную заметку в журнале «Катера и Яхты»: один из яхтсменов, совершавший одиночное океанское плавание, остался в живых только потому, что рулевой гигантского парома увидел отблеск иллюминатора его лодочки, а это было лишь свечение шкалы радиоприёмника, при свете которого он перекусывал. Поэтому, при ночном плавании, лучше самый «дохлый» фонарик, чем ничего.
Когда мы поздним вечером смотрим телевизор, вдруг во дворе раздаётся возглас – смотрите, сам Алёшенька Демнер без охраны; первое что мы делаем - это выключаем люстру и приникаем к окну, а иначе мы не увидим, как ему посыпают лепестки роз под ноги. Вот ночью проезжает автомобиль, и мы видим только его красные фонари, но нам достаточно визуальной информации, чтобы понять - он движется от нас.
К чему это я? Весь принцип
оборудования надувной лодки для ночного плавания в этом и заключается: осветить себя (не ослепляя), и показать направление своего движения.
Для оборудования лодки ПВХ достаточно приобрести съёмную мачту с круговым фонарём белого цвета примерно 1 метра высоты (см фото справа). С таким минимальным освещением мы имеем право перемещаться по водоёму со скоростью не более 14 км/час - так мы становимся похожи на гребные суда. Так просто можно оснащать суда с механическим двигателем до 7 метров длиной (при возможности выставляются и бортовые огни) и обязательно все гребные лодки для ночного плавания.
Пример: в экстренной ситуации берём палку 1 м длиной и крепим на транец нашей надувной лодки, к вершинке приматываем лампочку от фонарика, которая светит во все стороны, вот и готов круговой огонь простейшей конструкции. Можем двигаться ночью со скоростью не выше 14 км/ч (7 узлов).
Если такие скорости вас не устраивают, то надо ставить бортовые огни — красный и зелёный. Запомнить их расположение очень легко: считается, что наше сердце слева, так вот красный фонарь тоже закрепляется на левом борту - ну, а зелёный соответственно справа (см. фото в начале статьи).
Вместо двух таких фонарей на надувных лодках пвх можно использовать один совмещённый (на фото слева), только надо установить его на носу судна. Каждый из цветов освещает сектор 112,5 градусов по своему борту, начиная от носа, т.е. бортовые огни не делают круговыми, иначе они будут ослеплять рулевого. Огни, установленные по бортам, удобнее, так как дают представление о габаритах судна.
Круговой огонь, размещенный
на транце надувной лодки, должен быть выше бортовых и виден с любого направления. Установив такое оборудование мы осветили надувную лодку со всех сторон, т.к. белый круговой огонь светит на 360 градусов, два бортовых, установленных ниже него, освещают судно на 225 градусов (112,5+112,5) по ходу движения.
Допустим судно 17 м, трёх фонарей мало, и тогда решили разделить круговой огонь на два – топовый (верхний) и кормовой (задний). Для этого 360 градусов поделили в пропорции 225 (112,5+112,5 хорошо сочетается с бортовыми!) для топового и 135 для кормового. Топовый огонь устанавливается выше других.
Наглядный пример: «стекляшки» на Фонтанке. Рассмотрим два судна в левой части фотографии справа: на фото видно, что топовые (передние) огни белого цвета установлены по-разному, но капитаны этих судов свои огни не видят, они им не мешают. На судне, уходящем от нас, аж 3 фонарика, расположенных треугольником - следовательно, оно шире 5 м. Судно уже 5 метров оборудуется одним кормовым огнём (фото слева).
Пример. Наблюдаем ночью маломерное судно, а на нём красный и белый огни, следовательно, оно идёт влево от нас. Если мы видим красный и зелёный огонь одновременно, значит, чья-то лодка идёт прямо на нас! Всё как днём - расходимся левыми бортами, это значит красными фонарями.
Суда длиной более 50 метров оснащаются 2-мя топовыми огнями - огнями на носу и корме, чтобы обозначить габариты судна.
Суть всего вышесказанного
Красный, зелёный бортовые и топовый белый — являются основой, далее есть множество комбинаций, чем больше огней на проходящем судне, тем дальше от него должна держаться надувная лодка.
Это нужно знать!
• Буи, обозначающие Судовой Ход (СХ), оборудованы навигационными огнями , которые включаются ночью автоматически. На правом берегу красные, а на левом зелёные - так написано в учебнике. В реальности зелёных лампочек вечно не хватает, и левый берег может сиять белыми огнями ИЛИ жёлтыми. На курсах по судовождению именно предлог «ИЛИ» создаёт больше всего проблем.
• Проход под мостами ночью для МС затруднён, т.к. днём мы идём в пролёт под «Треугольник», а ночного навигационного огня для этого знака просто не определено, то ли забыли, или не хотят, чтоб надувастики по ночам под мостами шастали. Наверно надо тренировать память и просто запоминать нужные пролёты мостов.
• Если на суше мы привыкли ехать на зелёный свет светофора, то на воде всё с сюрпризом. Опоры мостов освещаются зелёными огнями, а идти надо на красный, который показывает Ось СХ.
• Если вы встали на якорь в ночное время, бортовые огни должны быть выключены, а вот топовый должен светить.