Кажется, я запамятовал упомянуть Nissan Marine? Во все нет. Пишется Tohatsu — «слышится» Nissan Marine, а иногда и Mercury. Просто завод Tohatsu поставляет свои ПЛМ и другим компаниям. Какое-то время назад некоторые пользователи данной марки сетовали на то, что свечи для этих моторчиков с особой резьбой и применение привычных NGK невозможно, а фирмовые стоят неоправданно высоко. Это заметно бьёт по кошельку покупателей TS моторов, где они частенько подлежат замене, для FS это не особо важно.
Недавно прочёл презабавную информацию в интернете: в Китае и даже некоторых странах Африки запрещены 2-х тактные мопеды. Много думал о России...
Одна из пяти фирм перечисленной выше большой пятёрки не стала издеваться над своими моторами, разводя бензин маслом 100:1, и просто убрала TS серию с европейского рынка. Это стало возможным потому, что Бразилия и Россия потребляют такое количество TS моторов, что на Европу, порабощённую зелёными, можно не обращать внимания.
Когда работал продавцом, частенько пенсионеры покупали небольшие TS моторчики по 13 кг весом, и приговаривали: мы, мол, ездим нечасто, и так сойдёт, - а потом приходили через пару недель и каялись, как же они «воняют», не так много и сэкономили.
В чем разница?
Кстати, о птичках, то бишь преимуществах и недостатках TS и FS лодочных моторов. Те и другие перевозятся на боку – так, чтобы не сломать ручку переключения передач.
В FS надо следить за уровнем масла, в TS правильно разбавлять бензин маслом. Выбор за вами.
Лодочные моторы Selva
После того как ПЛМ под этой маркой исчезли из каталогов «Баджера», я насторожился, так как случайно знаю, сколько среди его учредителей кандидатов наук, и просто так, без причины, такие вещи не происходят. К тому же личное знакомство с мотором – извините, Naxos 15 - меня совсем не впечатлило. А вот моделька Goldfish 4 — клон почившей знаменитой Ямахи 4 - по моему личному мнению, имеет право на существование.
Посмотрите на в началле стаатьи – фирма, чьё название написано на трёх лодочных моторах из четырёх – великая контора, а популярность ещё больше. Чему, наверное, способствует и заложенный в работу рекламный бюджет (впрочем, как и Mercury), а вот у Suzuki такового просто нет и информация о качестве ПЛМ передаётся от одного водномоторника к другому.
Все перечисленные выше лодочные моторы одинаково надёжны и, основываясь на своём опыте работы в магазине, могу сказать - один раз в год происходит возврат в средний магазин нового мотора в связи с его поломкой, и он может быть любым из перечисленных выше марок.
Выбор лодочного мотора
для лодки ПВХ можно упростить, глядя на то, как часто компания-производитель обновляет модельный ряд, и чем чаще - тем лучше фирма относится к потребителям и прислушивается к запросам рыболов и путешественников.
Масло для лодочного мотора
Я знаю несколько хороших механиков, и мнение даже двоих из них не совпадает. Так что конкретную марку моторного масла назвать не могу, а вот масло для редуктора (ноги мотора) должно быть синтетическим, в этом я убедился, увидев вполне «живой» полтинниковый ПЛМ, который тащил владельца катера до базы, с дырой в редукторе три часа тихим ходом. Мудрость моторного рыболова гласит - лучше час на моторе, чем десять на вёслах:)
Электричество от ПЛМ
В наших сухопутных автомобилях мощность мотора 150 лс, в среднем, и поэтому работы генератора хватает на фары, музыку, прикуриватель, и т.д. Допустим, подвесной мотор выдаёт 20 моторных лошадок, но это только на полном газу, а вы в таком режиме не всю рыбалку проводите, чаще троллингуете потихоньку и энергии получается совсем немного. Ну не будете вы ловить с надувной лодки ночью в темноте под песни, это нужно одному из тысячи владельцев. В этом вопросе сэкономить не грех и меньше проводов в надувастике будет.
Начну обзор с 4-х тактных моторов
Самые маленькие ПЛМ 2,3 и 2,5 лс. Разница-то 0,2 всего! Не всё так прямолинейно, коллеги. Винты у обоих по 3000 руб. Только у того, что 2,5 винт сделан с резиновой муфтой, а не со срезной шпонкой. Чирканул по камню, задрал мотор, надфилем по кромкам винта пару раз и пошёл далее.
На троллинге оба тихие (этим летом заново сравнил), но если надо к следующей точке идти
на лодке под мотором километр, то вы поневоле начнёте давить на «газ», а вентилятор воздушного охлаждения вам на уши (да и окружающим тоже), на десять сотен метров вокруг. Разве что на такую загаженную речку как Охта я взял бы двигатель с воздушным охлаждением, но там и рыбы маловато.
Четырехтактные моторы до 5 лс
«Хрен редьки не слаще» - гласит народная мудрость. Вес у всех 25-27,5 кг. Берите самые лёгкие и дешёвые, на шильде которых написано 3,68 кВт и есть окошечко для проверки уровня масла. Потом спасибо скажете.
FS 10 (десятки)
Вес 38-42 кг. Среди них есть лодочный мотор с управлением F-N-R (вперёд-нейтраль-назад) на ручке газа. Остальные очень похожи.
FS 15(пятнашки)
43-46,5 кг. Среди них есть очень компактный мотор весом 43 кг, «узкий» и лёгкий. Узнать его можно по масляному фильтру особой формы (на автомобильный не похож).
FS 20 (двадцатки)
Все 46,5 — 52 кг. Среди них есть новинка 2012 года с инжектором (я бы рискнул) 44 кг, и проверенная FS модель весом 46,5 кг, которая выпускается лет десять без серьёзных изменений.
TS моторы до 3, 5 лс
Среди них две интересные модели: ПЛМ в 2 лс весом 10 кг и 3 лс весом аж 16,5 кг, но зато с регулировкой газа на румпеле. Остальные лодочные моторы весом в 13 кг практически одинаковы, зато у них дешёвый винт 800 руб. (1000 у жадных продаванов).
TS моторы до 5 лс
Вес 20-21 кг. Какая модель с внешним баком чисто внешне понравится, ту и берите. Внутренний бак здесь не нужен в 99 случаях из ста.
TS моторы до 10 лс
Вес 26 кг для 9,8 лс. Вес 35-37,5 кг для 9,9 лс. Из них можно сделать пятнашки при некотором желании. Информация на форумах интернета для наших левшей с золотыми руками.
TS моторы в 15 лс
Вес 35 -43 кг. В данной категории есть две интересные модели.
Среднего веса 37,5 кг, с объёмом цилиндров почти 300 кубов, что даёт уверенную тягу даже на 4-х метровых надувных лодках, и американовский двигатель с мультирумпелем, т.е. с управлением F-N-R (вперёд-нейтраль-назад) на ручке газа, и удобным устройством перевода ПЛМ в мелководный режим.
TS моторы 18-20 лс
Вес 43 кг. Моторов двадцаток практически не осталось в каталогах нормальных производителей и это вполне закономерно, так как при таких мощностях экономия топлива ощущается всего через 5 часов рыбалки, а не когда-то в далёком будущем.
Классические 18-ти сильные трёхсот кубовые модели не исчезнут с нашего рынка до тех пор, пока мы не начнём по настоящему беречь природу, движки очень тяговитые и проверены временем.
Как вы могли заметить, в список не попали ПЛМ следующих мощностей: 2, 5;4, 6, 8. Вы, конечно, можете купить такой лодочный мотор, но каково же будет ваше удивление при попытке продать его — не берут и цену нормальную не дают. Всё очень просто, данные ПЛМ созданы в основном для искусственного расширения модельного ряда – надо же витрины заполнять. Пятёрку продать на вторичном рынке легко, а вот четвёрка совсем неходовой товар, учтите этот нюанс при покупке.
Чехол для лодочного мотора первый обязательный аксессуар. Две рыбалки, на которые ПЛМ доставлен в багажнике вперемешку с канистрами и домкратом, уменьшат его стоимость на 30 процентов сходу, так как товарный вид утерян. Покупайте самые дорогие чехлы с прокладками под тканью, они окупаются сразу.
Второй, а может и разделяющий первое место прибамбас - это удлинитель румпеля, он гасит вибрацию и облегчает управление за счёт увеличения рычага приложения ваших уставших сил фото 2.
Инструменты, приложенные к ЗИПу ПЛМ, сделаны из плохих одноразовых материалов, потому что мастеров с руками на окончательно загнившем западе не осталось - общество потребителей одним словом, а может и потому, что кроме замены свечей и делать ничего не надо…
Интересным известием стало для меня, что фирма Solas теперь поставляет свои винты многим производителям. Следовательно, винты будут одной и той же геометрической формы, и нам это даст возможность быстрее и точнее подбирать их под комплекты лодок с моторами.
Отечественные и китайские моторы
Как мне помнится, топливо в наших моторах - бензин к маслу 20:1 , мне природу жалко. Китайский моторы, я ухожу от базы на 50 км, и тут мне себя жалко. К сожалению, дистрибьюторы китайских моторов пренебрежительно относятся к проведению тест-драйвов, которые по моему личному мнению, должны быть в каждом номере всех журналов на водномоторную тематику. Это японский мотор погонял пару часов и всё понятно, а китайский надо тестировать часов тридцать минимум. К тому же, вторичный рынок с каждым годом растёт и свежеет, а разница между новыми японскими и китайскими моторами не в три раза...
С 25 мая 2012 года отменена регистрация для надувных лодок с моторами до 10 лс, а права не нужны на моторы до 5 лс. Вышли бы на митинг против платной рыбалки 50000 рыболов, и до двадцати сил отменили бы. Помёрзли бы с нами 2 часа тогда, и не тратили бы два месяца на курсы сейчас. Надеюсь, с 2013 года все бюрократические проволочки будут устранены и этот перекос исчезнет.