«Один на реке», или сам себе режиссер, оператор и монтажер
Задумал я как-то снять очередной фильм про рыбалку, но в последний момент все сорвалось. У товарища, с которым я договаривался на съемки, в самый последний момент возникли непредвиденные обстоятельства, и наш проект «приказал долго жить». Досадно было, что там и говорить. А вдруг и в следующий раз так же?
И тут в одном из магазинов я случайно наткнулся на диск известного «выживальщика» в дикой природе Лэса Страуда (Les Stroud). Почитал аннотацию, купил.
Признаюсь, для меня это было настоящим открытием. Человек сам себя снимает несколькими видеокамерами! Я к тому времени уже довольно долго профессионально занимался видео- и кинопроизводством, но сам до такого додуматься не смог. И тут же мне открылись вся прелесть и все преимущества такого подхода. Не надо ни с кем договариваться! Ни по времени, ни по месту, ни по содержанию, ни с кем и ни о чем. Кроме самого себя, любимого.
Да, конечно, немного сложнее самому быть не только «за кадром», но и «в кадре». До этого я успел поработать и оператором, и режиссером, и режиссером монтажа, и сценаристом, но «в кадре» не был никогда, интервью не давал, в роли ведущего не выступал, только другим все советовал, а сам даже не пробовал. Но, в конце-то концов, надо чем-то расплачиваться за неограниченную свободу. В общем, решился.
Первая проба Река Хопер, надувная лодка, две видеокамеры, два штатива, палатка, спальник, туристическая пенка, нахлыстовая снасть, котелок – вот, собственно, и весь мой багаж. А еда? Под впечатлением фильмов вышеупомянутого Лэса Страуда я решил тоже отказаться от продуктов и взял с собой лишь немного соли и головку лука в расчете на уху из пойманной рыбы.
Тут надо пояснить, что на самом деле в тот момент я только-только начинал осваивать нахлыстовую снасть и практически никакого опыта ловли рыбы нахлыстом у меня не было.
Но... сказано – сделано. Я отчалил. Если честно, то большого экстрима и не предвиделось. Ведь сплав был рассчитан на три-четыре дня, а за такое время люди с голоду не умирают.
В первый же день затянул нудный мелкий дождик, и я, отплыв совсем недалеко от места старта, решил стать лагерем на большой песчаной косе. Правда, меня немного смутило наличие огромного количества кабаньих следов на этом пляже. Не то чтобы я сильно боялся их нашествия, но доля настороженности появилась. Да и вообще я заметил, что пребывание в одиночестве в отрыве от цивилизации как-то обостряет все чувства. По крайней мере, у меня. Видно, атавизм далеких предков дает о себе знать.
Итак, я поставил под начинающимся дождем палатку, собрал нахлыстовую снасть и поплыл к противоположному берегу за голавлями. По всем признакам (а это был обрывистый закоряженный участок) голавлей там должно быть как форели в рыбном отделе супермаркета. Это я так думал.
Но речка – не магазин, а «фишинг» – не «шопинг», и я в этом убедился, промокнув «до нитки» под дождем и не увидев не одной поклевки. Даже самого малюсенького голавлика. Так что спать в тот первый вечер на реке я укладывался без ужина. И дальше, на протяжении всего моего небольшого маршрута, я все время испытывал чувство легкого голода. Нет – голавлей я все-таки поймал, да и не только голавлей – красноперка, чехонь, уклейка тоже присутствовали в моих уловах.
Правда, рыб трофейных размеров так и не увидел, но на уху для одного человека хватало «за глаза». Другими словами, совсем уж голодным я не был, но рыбная диета все-таки сильно надоела, и есть хотелось постоянно. Но не хлебом единым жив человек. А природа на Хопре великолепная! Длинные песчаные косы, девственный пойменный лес, закаты и рассветы, красивая и чистая река – благодать, да и только. А вот что касается видеосъемки, то пришлось попотеть.
Представьте сами. Допустим, надо мне снять небольшой проплыв на лодке. Что приходится делать? Выставлять на берегу камеры, одну из них настраивать на общий план, другую на крупный, включать их, садиться в лодку, отплывать вверх по течению, сплавляться мимо камер, возвращаться к ним, выключать... и смотреть, что получилось. И, если с камерой на общем плане проблем, как правило, не было, то с крупным планом я частенько промахивался. Приходилось повторять всю процедуру заново. Или съемка рыбной ловли. Я и так-то нахлыстовик, прямо скажем, «не ахти», а тут еще надо снять и заброс, и поклевку, и, главное, вываживание. К тому же рыба на крючке в съемках принимать участие не очень стремится, хочет к себе на глубину, а не ко мне в котелок. Кстати, как обычно и бывает, севшая один раз на крючок большущая рыбина сорвалась как раз тогда, когда я занимался видеокамерой.
Легче давались съемки в лагере. Там все просто. Выставил две камеры на разные планы и снимаешь какое-либо действо – разведение костра, постановку палатки, приготовление пищи – не важно что, главное камеры почаще переставлять, чтобы видео наиболее разноплановым получалось. Так, немного голодный, уставший от постоянной работы с камерами, но, в общем-то, счастливый от пребывания на реке, я прибыл на конечную точку маршрута, где меня поджидал друг со всякой снедью. Потом я смонтировал небольшой фильм, который, в целом, вызвал достаточно хорошие отзывы.
На этом мои эксперименты с освоением профессии «человека-оркестра» благополучно закончились. И повторять подобное я не очень-то спешил. Все-таки нагрузка получается гораздо солидней, чем если снимать других рыболовов. Но спустя пару лет мне предложили сделать целую серию подобных телепередач. А я и согласился.
Опыт, сын ошибок...
В этот раз основной упор я решил сделать на само путешествие, красоту окружающей природы и всякие «интересности», встречающиеся на пути.
Плюс, конечно же, рыбалка с помощью нахлыстовой снасти. Но суть осталась все та же: сам себе режиссер, актер и оператор. Сейчас, когда я пишу эти строки, то немного себе завидую. Ведь мне удалось побывать со съемками в очень интересных местах. Я ловил рыбу на реках средней полосы и сплавлялся по совсем небольшим, но очень уютным лесным речушкам. Походил под парусом на Азовском море и на Онежском озере, охотился за щукой в Краснодарском крае, исследовал древние пещерные храмы и любовался природой заповедников, бродил по настоящему замку и знакомился с жизнью людей каменного века. И в большинстве мест я оказался в первый раз.
Так, я впервые увидел Онежское озеро. Познакомился с настоящим адмиралом – художником-маринистом, который живет на одном из островов со своей женой. Я забирался на самый высокий маяк на Онеге и с «высоты птичьего полета» любовался великолепной природой Карелии. Прикоснулся к старине, совершив экскурсию по Кижскому музею-заповеднику. А еще я впервые опробовал здесь новенький надувной парусный катамаран. И если учесть, что любовь к парусам зародилась во мне с самого детства, то становится понятно, почему уровень гормонов счастья в крови на тот момент у меня просто зашкаливал. Прибавьте к этому хариусов, которых я ловил изящной нахлыстовой удочкой прямо с береговых скал, множество грибов и неимоверное количество черники в лесу. Даже работа с камерами давалась как-то легко и непринужденно.
Зато в другой поездке работа с видеоаппаратурой выжала из меня буквально все соки. Я направился в район впадения реки Тихая Сосна в Дон. Здесь расположен природноисторический заповедник «Дивногорье». За миллионы лет дожди, ветра и другие природные явления сотворили из меловой толщи удивительные сооружения – столбы, которые с незапамятных времен люди стали называть «дивы». В этом уникальном месте есть и свой «Большой каньон», и православная церковь, вырубленная в меловой горе, и остатки древних укреплений. Но самое впечатляющее, на мой взгляд – это открывающаяся с меловых гор панорама. Вот эти самые горы и, главное, попытка передать красоту окружающих пейзажей с помощью видеокамер дались мне совсем не просто. Пришлось делать все то же, что на реке (выставить камеры, отойти, пройти, вернуться, проверить, переснять), но только все не на лодке, а своими ножками по «сильно пересеченной» местности. Это я не к тому, чтобы вы мне посочувствовали, а к тому, чтобы предупредить тех, кто захочет снять нечто подобное.
Для начинающих видеолюбителей и для тех, кто хочет снять свои собственные рыболовные приключения и путешествия на видео, у меня есть несколько советов.
Маленькие секреты
• Первое.
Друзья, старайтесь использовать штатив, хоть самый дешевый, хоть самый легкий, но штатив. На худой конец, используйте что-нибудь в качестве опоры. Например, дерево или камень. Надо помнить, что даже самый лучший стабилизатор поможет удержать картинку от дергания только на самом широком угле, т.е. на «удалении». Стоит вам лишь немного приблизить объект съемки с помощью «зума» – все, никакой стабилизатор не справится с вашими руками. Причем независимо от того, как вы провели вчерашний вечер. А смотреть на дергающуюся картинку – удовольствие для зрителей, прямо скажем, ниже среднего.
Без штатива можно обходиться при съемках из автомобиля, катера и других движущихся объектов. Причем желательно, чтобы в кадр попадал кусочек самого объекта (крыло самолета, капот автомобиля, нос или борт катера).
• Второе.
Не увлекайтесь панорамами. То есть не водите камерой во все стороны, как пулеметом. Даже со штатива. Хорошую панораму снять неимоверно трудно. И она должна быть оправдана! Предвижу сразу вопросы: «А как же передать вот этот восхитительный вид с горы. Я что зря сюда карабкался?». А вы попробуйте сделать это другими кинематографическими приемами. Сначала поймите, а что вас так восхищает на этом месте. Вид до горизонта? Лежащая под ногами извилистая река? Шикарно «одетая» осенняя тайга? Вот и снимите все это. Сначала общий план «до горизонта» (без движения камерой). Есть хороший вид в другую сторону? Переставьте камеру и снимите отдельно и его. Потом приблизьте реку и снимите блики солнца на воде. Потом снимите несколько крупных планов разно цветной тайги. Главное, не торопитесь. Выбирайте самые красивые композиции. И потом, когда вы соедините все это вместе, вы увидите, насколько это лучше передаст ваши ощущения, чем «кривая и дерганая» панорама, снятая одним планом.
• Третье.
Очень осторожно используйте «зум» (рычажок приближения-удаления) во время записи. Причины все те же, что и с панорамой. Снять красивый наезд-отъезд очень и очень непросто. И опять же, этот прием должен быть оправдан. Вывод: сначала выберете композицию (приближением или удалением) и только потом жмите кнопку «Запись». Хотите изменить композицию? Жмите «стоп» и меняйте. Поверьте, результат будет на порядок лучше.
И даже если вы снимаете, как ваш товарищ вываживает трофей, старайтесь просто снять все действо на общем плане, по возможности не дергая камерой. «Но как же брызги, эмоции друга, подсечка и рыба крупным планом?» – спросите вы. На самом деле все не так уж и сложно.
Давайте попробуем разобрать на конкретном примере. Допустим, вы с товарищем отправились на рыбалку в надежде снять шикарный отчет для форума. Ходить с включенной видеокамерой и ждать, пока у товарища клюнет – дело неблагодарное. Аккумуляторов не напасешься, память в камере тоже не безразмерная, да и вообще, вы тоже рыбу хотите половить. Вот и ловите! Пока товарищ не заорет: «Есть!». Тогда не спеша включайте видеокамеру и спокойно на общем плане снимайте все вываживание. И только потом, когда рыба уже в руках, вы можете «доснять» все остальное. Общий план, как ваш друг делает заброс в то место, где клюнула рыба. Крупный план рук, делающих подсечку. Лицо товарища крупным планом со всеми эмоциями (а кто говорил, что не надо быть актером?). Крупный план того момента, когда товарищ достает рыбу из воды. Потом в любой монтажной программе кадры склеиваются в нужной последовательности – и ваш видеоотчет побьет все рейтинги по просмотрам.
Так что удачи вам в видеопроизводстве и «ни хвоста, ни чешуи»!
Автор: Дмитрий Сабуров
Разместил: Bionik Дата: 21.05.2014 Прочитано: 2639 | |
|