«Кручение баллонов», что это такое и как с этим жить?
«Кручение баллонов» - он же «перекрут» - явление на надувных пвх лодках повсеместное. Встречается в той или иной степени у всех отечественных - и не только - производителей. Замеченные в подобном «безобразии» периодически клеймятся на форумах и за глаза нехорошими эпитетами, ярко характеризующими природу произрастания рук. Но всё не так очевидно, как кажется – часто производитель честно прикладывает силы и опыт, но, несмотря на это, тот самый «сборщик-кройщик» недоумённо разводит, глядя на результат, руками (вопреки молве растущими из плеч), отчаянно вопрошая «Да как так-то?».
Что такое «кручение баллонов»?
Предупреждение! Информация, которую вы узнаете, может приумножить «муки выбора». В особых случаях может необратимо изменить поведение, усугубить приступы подозрительности и недовольства совершенством окружающего мира.
Чтобы увидеть «перекрут», достаточно с нужной точки провести визуальный осмотр лодки. Для этого надуваем изделие, подходим к корме и с расстояния 1-1,5 метров смотрим на границу стыка транца с баллонами. Справа и слева от транца на баллоне проходит соединительный шов, прикрытый лентой. Оба шва должны быть на одной горизонтальной линии, оба симметричные. Если уровень швов расходится – один выше, другой ниже, то это свидетельствует о наличии «перекрута».
Обычно, «перекрут» бросается в глаза на комбинированных баллонах (при наличии границы светлой и тёмной ткани) и менее заметен на однотонных лодках. Собственно, мода на комбинированные надувнухи и спровоцировала повышенное внимание к этой проблеме. Есть мнение, что «перекрут» существовал всегда, просто мало кто его видел.
«Перекрут» до 3 сантиметров допустим, не является поводом клеймить «косяками» производителя и не наносит непоправимого эстетического вреда, так как визуально незаметен. «Перекрут» более 3 см можно определить «присмотревшись», а более 5 см обычно убивает своей наглостью среднестатистического диванного эксперта наповал. Но в любом варианте, на ходовые качества это не влияет, а опасности во время эксплуатации не несет. Почему? Для этого потребуется разобрать причину самого явления.
Кто виноват?
Сразу к главному - причина не в склейке баллонов или криво порезанной ткани. Ткани режутся по лекалам, отклонение на миллиметры допустимы, но никакой итоговой кривизны, да еще и в расчете на сантиметры, это не дает. Склейка может увести в сторону шов, но тоже не на сантиметры. Дело в другом. Нам потребуется для осознания причин понять, как устроена ткань и организована работа с ней.
Ткани ПВХ, из которых делают лодки, представляют собой многослойный материал. Состоит он из переплетенного синтетического корда нитей полиэстера, на который с обеих сторон нанесён слой пластифицированного поливинилхлорида со специальными добавками. Корд обеспечивает прочность, ПВХ герметичность и защиту. Если провести аналогию со строительством, то «несущая стена» такого материала – корд из нитей, а ПВХ – лишь отделка.
На завод, где производят лодки, ткань поступает в рулонах по несколько метров, далее её нарезают кусками нужной формы (по готовым лекалам) и приступают к сборке. На этапе резки важно соблюсти следующее условие – нарезать ткань таким образом, чтобы при дальнейшей склейке баллона соединялись одни и те же края нитей, а не соседние. Если мы замыкаем нить с двух сторон, то получаем кольцо, если соединим с соседней нитью, то получим спираль.
Любопытно, что если сравнить два таких куска между собой до склейки, то они будут похожи по размеру, как братья близнецы - не отличишь. Разница лишь в том, как они отреагируют на нагрузку (когда накачаем лодку). Там, где конец и начало нити соединены друг с другом, шов останется ровным, там, где нить соединится с соседней – шов начнёт смещаться, приводя в итоге к «кручению». Характерно, что чем больше нитей оказывается между «началом» и «концом», тем заметнее буде «перекрут».
Так как же получается, что начало и конец нитей не совпадают, почему их склеивают с соседними, допуская в итоге «кручение»?
Возможные причины:
1. Неправильная разметка и резка ткани. Ориентиром при разметке служит край ткани и установка лекал строго вдоль нитей. Как правило, требования на производствах соблюдается строго и ошибки на этом этапе маловероятны – это ответственная операция, по которой уже наработан достаточный опыт, а производить её доверяют только специалистам со стажем.
2. Кривизна корда (основы) ПВХ-ткани. Здесь как раз и прячется главная причина кручения. По умолчанию, корд считается прямым, то есть подразумевается, что нити идут строго под углом 90 градусов от края полотна. Но на деле это не так, отклонения могут быть существенными, что в итоге и «вылезает» на готовой лодке. Самое печальное заключается в том, что мало кто из производителей отбирает ткани по такой характеристике, как симметрия корда, многие даже не задумываются в надобности такого отбора, а потом искренне удивляются полученному результату и мнению об их лодках в Интернете.
Что делать?
Таким образом, при грамотном соблюдении прочих технологий, проблема «кручения» баллонов на деле оказывается результатом неправильного отбора ткани для будущей лодки. А как проверить ткань? Автор способа приведенного ниже – Андрей Майстренко, директор завода MarkoBoats
1. Берем рулон ткани.
2. Отматываем пол метра.
3. Проводим линию вдоль рулона строго под углом 90 градусов от края до края.
4. Делаем надрез ножницами вдоль одной из сторон строго по линии (около 10 см).
5. Далее начинаем рвать полотно. Разрыв пойдет вдоль нити. Рвем до конца.
6. Смотрим характер разрыва и оцениваем насколько критично расхождение линии разрыва с контрольной линией (см. пункт 3)
В идеале контрольная линия и линия разрыва должны совпадать. При таком варианте швы лодки будут гарантированно прямыми. Есть отклонения? Это скажется и на готовом изделии. Опытным путем можно определить возможные допуски.
Разная ткань при таком тесте ведет себя по-разному. Какая-то может уходить в сторону, какая-то изгибаться дугой. Оба случая для производителя служат тревожным сигналом. Кроме того, результаты теста могут меняться в зависимости от участка, взятого для проверки. Допустим, в начале рулона тест показал отклонения в 5 мм, а в середине может показать уже 5 см.
В любом случае, если нужно сделать идеальную лодку, где гарантированно не будет кручения, это самый простой и эффективный способ отобрать подходящую ткань. Вопрос в том, насколько производители готовы его применять? Ведь это требует не просто отбора сырья из имеющихся предложений на рынке, но и серьёзной, плотной и долгой работы с поставщиками тканей. А тем, со своей стороны, с производителями, которые находятся зарубежом.
Как быть?
- Всё это замечательно! – скажете вы, – Но мне-то как быть, если от меня здесь ничего не зависит?
Во-первых, понять, что лодки с «перекрутом» могут быть у любого производителя, даже самого "крутого" – как повезет. Не верите, зайдите и проверьте в первый попавшийся магазин – сами удивитесь и продавцов «обрадуете».
Во-вторых, не переживать понапрасну. Как правило, «перекрут» до 5 см допустим, а если на лодке классические концевики (в форме «карандашей») то и больше. Когда концевики скошенные, не помешает проверить эстетику, особенно со стороны дна. Но, что действительно критично – это геометрия баллона (не путать с «перекрутом») – проверить можно, обратив внимание на носовую часть – баллоны должны находится в одной плоскости. Один не должен быть выше другого.
Во-третьих, если «перекрут» стал для вас «идеей фикс» (а я предупреждал), то при возможности осматривать перед покупкой конкретную лодку. Глядишь, при таком подходе и производитель зашевелится – станет более тщательно ткани выбирать.
Автор: Алексей Лазарев Важно: Публикация материала допустима только при наличии прямой индексируемой ссылки на источник
Разместил: Все лодки Петербурга Дата: 10.05.2017 Прочитано: 9284 | |
|