В зависимости от конструкции надувной лодки целый ряд таких консолей. Для шкипера, осуществляющего дистанционное управление надувной лодкой, на специальном подиуме может быть установлено специальное поворотное кресло с возможной регулировкой по высоте. Самое главное достоинство подобного кресла — это очень эргономичная форма и поддержка спины — вы оценете преимущества такой установки уже в первые секунды движения по волне, а также в ходе длительных перемещений и путешествий. Подобная конструкция на больших лодках смотрится достаточно гармонично. Она не занимает много места, оставляя проход по левому борту. Изучая конструкцию кресел для крупных лодок, как-то пришло в голову, а почему, собственно говоря, не оборудовать подобное кресло и на маленьких лодках? Они тоже много перемещаются и точно так же нуждаются в поддержке спины при длительных поездках...
Есть несколько способов закрепить подобное или более простое кресло на штатных банках. Более того, уже разработаны схемы поворотных механизмов, на которых кресла можно монтировать на банке. Но есть одно но... уж слишком большую амплитуду и угол качания (вперед-назад) имеет такое кресло, будучи установленным на штатную банку, вне зависимости от способа крепления этой банки к баллону лодки. И если на спокойной воде эти качании фактически не заметны, то стоит появиться ощутимой волне, как сидение на таком кресле вызывает... лёгкое беспокойство, а потом и раздражение. Кресло само по себе комфортно, идея механизма его поворотов также не вызывает нареканий, а вот крепление кресла нужно делать значительно более жёстким.
В процессе изучения возможных мест установки кресла была рассмотрена и реализована следующая идея: обеспечить несколько точек крепления кресла на баллоне лодки и хотя бы одну, но рассредоточенную точку на надувном или пайольном дне лодки. Конструкция надувной лодки такова, что при движении лодка постоянно испытывает деформации. Чем больше волна и скорость, тем больше эти самые деформации. Из этого следует, что нельзя рамой (или подставкой) кресла связывать жёстко два любых элемента надувной лодки, так как эти самые деформации либо приведут к неисправности кресло, либо повредят элементы надувной лодки. Из-за этого все детали крепежа должны иметь определенную степень свободы.
Исходя из таких условий и появилась конструкция приведенная ниже.
Подиум или рама, на которой располагается кресло, делается из стальной трубы диаметром 25 мм в диаметре. Такая форма рамы делается из расчета, что вся конструкция в конечном итоге ляжет на борт лодки. К баллону она будет закреплена с помощью установленных рымов. Фиксация металлической рамы происходит с помощью длинного болта М10 с самоконтрящейся гайкой.
Фиксация рымов к балллону производится так, чтобы по-максимому вывести в стороны точки опоры каркаса на баллон надувной лодки(по возможности «раскидать» нагрузку на большую поверхность баллона). Только в таких условиях можно достичь минимальной амплитуды раскачивания кресла. Использование длинного болта также даёт возможность конструкции на откидывание на борт, если возникает необходимость освободить внутреннее пространство надувной лодки.
Усилие, действующее на рымы, при пользовании креслом по его прямому назначению направлено под углом вниз. По этой причине даже по самым скромным подсчетам станет ясно, что прочности самих рымов и клеевого шва между ними и баллоном хватит с избытком. Клей, который используют при изготовлении лодок из ПВХ-кани, выдерживает на отрыв под углом девяносто градусов усилие около 35 кг на каждый квадратный сантиметр поверхности. А если учесть, что диаметр каждого из используемых рымов порядка 100 мм, то запас прочности будет более чем достаточным.
Дополнительная точка опоры (распределенная) конструкции будет на пайоле лодки. Так как ход надувной лодки по волне может сопровождаться и «подлётами» в воздух, то эта опорная точка должна быть также фиксирована. Но эту фиксацию нельзя делать жесткой как на баллоне с помощью болта — она должна обеспечивать достаточный уровень подвижности. Как вариант — крепление можно произвести с помощью двух пар полуколец, которые будут установлены на секции пайола (или приклеены на поверхность надувного дна) и отрезка стропы, который и будет значительно ограничивать подвижность данной точки опоры.
Для более оптимизированного применения места в кокпите надувной лодки пространство под креслом можно использовать для бензобака лодочного мотора. В этом варианте необходимо установить еще одно полукольцо на пайоле для того, чтобы крепить по-штормовому сразу и бензобак.
Само кресло, вернее его основу из пластика, можно взять любую. Я использовал самое простое и дешевое кресло морского предназначения. Определяющим было удобство посадки, а главное — небольшой вес. В комплекте кресл шёл только крепёж из нержавейки, все остальные элементы конструкции пришлось изготавливать самому. Эти морские кресла рассчитаны на стандартные поворотные механизмы и постаменты. Изучив подобные механизмы в руках, пришёл к выводу о том, что изготовители таких изделий придумали весьма интересный ход. Так как кресло неразъёмное, то после износа соприкасающихся деталей замене подлежит весь механизм. И скорее всего таке кресло придется менять достаточно часто. Кроме этого распределённая площадь опоры такого кресла также показалась мне недостаточной. Всё-таки на таке сиденье может «приземлиться» не только средний человек до восмидесяти кг, но и достаточно тяжеловесный. Исколько отработает такое кресло под весом, скажем, в 100-130 кг — вопрос открытый. Исходя из этого, перебирая разные варианты конструкций поворотной части, включая крепление на подшипнике, решил всё же использовать самое лёгкое решение. С тем, чтобы иметь возможность очень простой с технической точки зрения замены поворотного механизма — с одной стороны и максимально распределить по площади нагрузку — с другой. А ещё чтобы избежать печальной участи многочисленных офисных кресел.
Решение получилосьпростым. Осью послужил вваренный винт М12-М14, а нагрузка, которая поступает от площадки, равномерно распределяется на несколько точек, каждая из которых «скользкая», то есть они изготовлены из капролона или фторопласта и представляют из себя высокую шайбу.
В данной конструкции нагрузка равномерно распределяется на 6 шайб, которые максимально разнесены на кресельной площадке от центра вращения и равномерно опираются на площадку, приваренную к основанию.
Сборка такого кресла займет не более одной-двух минут, когда надувная лодка уже накачана. Разборка, соответственно, займет небольше времени – нужно отвернуть две гайки.
Есть несколько тонкостей при монтаже такого кресла на надувную лодку.
Тонкость первая. Изготовленный прототип был рассчитан на установку на лодку с диаметром баллона от 43 до 50 см. Для надувных баллонов других диаметров необходимы иные размеры опорного каркаса.
Тонкость вторая. При установке каркаса на надувную лодку требуется смоделировать все радиусы поворота румпеля в лодке, чтобы румпель не задевал за кресло и не было никаких помех для управления лодкой. Различные производители лодочных моторов предлагают румпели разной длины. Оптимальным вариантом будет отодвинуть кресло чуть вперёд и использовать небольшой удлинитель румпеля, чем ограничить поворот судна налево.
Тонкость третья. Если при оптимальном положении кресла его нижняя опора будет на стыке элементов, то во избежание возможного повреждения алюминиевого профиля под неё необходимо подложить какой-то демпфирующий элемент, например «привал» из ПВХ-ткани. Крепить опору надо к двум элементам пайола лодки.
Четвертая тонкость. Так как уровень посадки в кресло чуть выше, чем на штатную банку, то есть смысл одновременно с установкой кресла приклеить ручку для держания под правую руку для шкипера. Лишней она точно не станет.
Тонкость номер пять. Крепление полуколец на пайольную конструкцию необходимо крепить на винты М4-М5, а с нижней части пайола на винты ставить какую-то дополнительную защиту, чтобы избежать протирания винтом кильсона или днища надувной лодки.