Весло – это специальное приспособление для маломерных судов, которое помогает передвигаться и маневрировать на воде. Каким же оно должно быть применительно к надувной лодке или мотолодке? Весло, служащее в качестве рычага, должно при наименьших затратах энергии обеспечивать достаточно высокий КПД гребли, быть удобным и легким не только для выполнения основного гребка, но и для обеспечения маневренности. При этом оно должно быть гибким и прочным - для того, чтобы им можно было с силой оттолкнуться от берега, не погнув и не сломав его.
Весло состоит из ручки, валька, веретена и лопасти. Ручка – то место, за которое гребец держится руками. Валек – часть весла круглой, четырех- или шестигранной формы от ручки до уключины. Валек должен весить значительно меньше, чем вся остальная часть весла. Веретено – круглая часть от валька до лопасти в виде шеста. Лопасть – широкая плоская часть, которая опускается при гребле в воду и способствует повышению эффективности гребка.
Существует два основных способа гребли: с опорой на борт – то есть
на надувных лодках, оборудованных уключинами, и без опоры на борт – соответственно, на лодках без уключин. Лодки без уключин снабжаются, как правило, однолопастными веслами-гребками для каноэ или двухлопастными байдарочными веслами.
Весла-гребки – короткие весла с лопастью овальной формы, которые применяются на маленьких надувных лодках исключительно для кратковременного использования – к примеру, при швартовке к другому судну, при отходе с мелководья на глубину, где можно будет воспользоваться подвесным лодочным мотором, при преодолении препятствий. Они легки и компактны, удобно упаковываются вместе с надувной лодкой. При передвижении лодки под мотором эти весла могут укладываються в кокпит под борта, увеличивая тем самым продольную жесткость всей конструкции.
Двухлопастные весла имеют по обе стороны веретена две лопасти, развернутые относительно друг друга на 90 градусов. На веретено надевают резиновые кольца на расстоянии около 25 см от лопасти – для того, чтобы вода не стекала по веретену на руки гребца.
В парной гребле на лодках, оборудованных уключинами, используются разъемные и неразъемные весла.
Неразъемные применяются как
на небольших гребных лодках, так и на большегрузных мотолодках в качестве запасного движителя на тот случай, если лодочный мотор выйдет из строя. Крепятся они в уключины, установленные на транце или на кормовом баллоне судна.
Разъемные весла пользуются у владельцев маломерных судов большей популярностью, поскольку они не увеличивают размеры упакованной надувной лодки. Они могут состоять из двух или трех частей, совмещаемых с помощью муфты с фиксирующим резьбовым соединением. Очень удобны в эксплуатации весла, состоящие из телескопических втулок разного диаметра, соединенных одна с другой и фиксируемых штифтами.
Весла изготавливаются из различных материалов: из дерева, металла или его сплавов, стеклопластика или пластмассы. Встречаются и комбинированные конструкции, состоящие, например, из металлического веретена и стеклопластиковой лопасти. Для придания веслу определенной жесткости нередко внутренний объем лопасти заполняют пеноматериалом, а для того, чтобы обеспечить непотопляемость, в верхний конец ручки металлических или стеклопластиковых моделей вставляют заглушку из резины или капрона.