Так было до переломного 1952-го года, когда молодой французский врач-исследователь Ален Бомбар (Bombard) на стандартной модели «Зодиака» — лодке «Еретик» — за 65 дней пересёк под парусом Атлантический океан. В одиночку исследователь отправился от французского средиземноморского побережья и достиг находящихся относительно неподалёку Балеарских островов. Потом, вторично стартовав из Гибралтара, Бомбар пересёк Атлантику и, наконец, достиг Барбадоса. «Еретик» выдержал сложный экзамен.
Осмотр корпуса лодки, проведённый сразу после окончания плавания, показал, что он находится в исключительно хорошем состоянии после такого продолжительного и опасного путешествия. Результаты экспедиции широко освещались мировой прессой. Своим успехом Бомбар пытался доказать необходимость обязательного оснащения всех судов спасательными плотами. Но на Лондонской конференции по обеспечению безопасности мореплавания в 1960 году решение о надувных спасательных средствах было принято без его участия и даже без упоминания имени Бомбара. Вместе с тем именно с этого времени начинается бум надувного судостроения.
Стереотип военного предназначения надувных лодок исчез. Люди осознали преимущества универсального и доступного судна. С того времени история надувных лодок в её современном понимании начала новый отсчёт.
Проанализировав результаты плавания своего соотечественника, известный французский учёный Жак Ив Кусто заказал для своей экспедиции целое надувное судно. В 1959 году было построено одно из самых больших надувных транспортников — «Амфитрит» (длиной 19,8 м. и шириной 9 м. с диаметром борта 1,5 м.). Общая масса судна с двумя дизелями по 220 кВт (300 л.с.), которые позволяли развивать скорость до 30 узлов, составляла менее 6 тонн.
Надувные лодки Жак Ив Кусто использовал во время своих экспедиций на "Калипсо"
В 1963 году Королевский национальный спасательный институт в Британии образовал прибрежную спасательную службу, разбросанную по всему побережью Британских островов, которая была укомплектована надувными моторными лодками длиной 4,9 м, изготовленными британской фирмой К.РО. Эти лодки зарекомендовали себя идеальными спасательными средствами, им были доступны мелководные, но опасные для людей зоны морского побережья, куда не отважится зайти никакое другое плавучее средство. За эти годы число спасательных операций, проведённых с помощью надувных лодок, увеличилось в несколько раз.
В настоящее время 150 надувных спасательных лодок, действующих у британского побережья, спасают жизней больше, чем все катера-спасатели традиционного типа. Эффективность использования таких моторных лодок способствовала их широкому распространению в других странах — Франции, Швеции и Италии. За последнюю четверть века спрос на надувные лодки и их производство во всех странах с развитым мореходством постоянно возрастает. Этот факт заслуживает должного внимания. В настоящее время во Франции, Италии и Британии выпуск надувных лодок, в основном моторных, составляет 30% общего годового выпуска прогулочных судов.
Число изготавливаемых в России надувных лодок составляет более половины мирового производства.
Большинство владельцев надувных лодок используют их для рыбной ловли на реках, озёрах и в прибрежных зонах водохранилищ, чаще недалеко от берега. Хороший улов рыболову в ряде случаев может обеспечить только надувная лодка, с помощью которой можно попасть в самые укромные, глухие уголки природы. Большой популярностью пользуется надувная лодка и у охотников, которые берут её на лесные реки, водохранилища, заросшие камышом и осокой уединённые озера. За последнее время всё большее значение приобретает активный отдых на воде — водный туризм. Каждый пятый турист имеет надувную лодку, общее же число туристов только в России исчисляется миллионами. Среди туристов-водников даже стало крылатым выражение «Флибустьеры надувают корпуса». Маршрут путешествия выбирается в зависимости от возраста и степени подготовленности туристов, продолжительности, протяжённости и целей путешествия.
Первые сплавы на надувных лодках
Одних тянут к себе тихие лесные речушки с отмелями, перекатами, завалами деревьев, других — зелёные заливы и скалистые острова озёр Карелии, а третьих привлекают пенистые пороги рек и быстрые горные потоки, насыщенные сложными препятствиями. Где только не побывали любители путешествий с помощью своих «надувнушек»! На них совершались сплавы по горным рекам Кавказа и Алтая, они были испытаны в плаваниях на Чёрном, Аральском, Каспийском морях, вдоль побережья Камчатки. Они участвовали в увлекательных путешествиях по таёжным сибирским рекам, заполярным рекам Карелии, быстрым рекам Кубани и Саян, по многочисленным озёрам России. Путешествия осуществлялись на надувных лодках самых разнообразных моделей. Это и легковесные спасательные лодки, которые удачно сочетают маневренность, остойчивость и достаточную грузоподъёмность, и самодельные надувные лодки, чаще всего катамараны, и надувные байдарки или лодки серийного производства.
В 1978 году завершили десятилетнее путешествие через всю страну протяжённостью 45 тыс. км два советских полярника, участники экспедиций в Арктику и Антарктику, Янцелович и Кац. Большую часть маршрута они прошли на надувной серийной лодке «Пеликан».
За рубежом в 1965 году возможность успешного сплава на надувной лодке по горным рекам высшей категории сложности продемонстрировали два бристольских студента. Они спустились по воде с Анд в Южной Америке с высоты 3658 м над уровнем моря на надувной лодке длиной всего 2,75 м. Лодка выдержала это невероятно трудное путешествие с преодолением большого числа бурных порогов и коварных поворотов, не считая других естественных преград. Она не получила никаких повреждений, даже ни одного прокола, хотя путешественникам приходилось пробираться сквозь джунгли. Для маршрутов большой протяжённости по широким судоходным рекам, озёрам и водохранилищам туристы также предпочитают надувные моторные лодки. На них можно подниматься вверх по течению рек в места, в которые попасть другими способами или совсем нельзя, или очень трудно.
В Советском Союзе длительный пробег на надувных моторных лодках впервые совершили члены секции «Прометей» при Тбилисской морской школе ДОСААФ. В условиях плохой погоды за три недели они прошли 2200 км по Днепру. Экспедиция подтвердила вывод о том, что надувная моторная лодка является надёжным туристическим судном, имеющим большие перспективы.
Группа французских путешественников на надувной моторной лодке фирмы «Зодиак» с подвесным мотором мощностью 44 кВт (60 л.с.) совершила переход по маршруту Европа-Азия. Спустив лодку на воду в Брюсселе, они реками и каналами пересекли всю Европу и вышли в Средиземноморье. Отсюда путь их лежал на восток — к турецким берегам. Путешественники благополучно закончили своё далеко не простое плавание, пройдя только морем более 1600 км.
Хейфин Хьюджес и Гейвин Морган пересекли Северное море на двухместной надувной моторной лодке длиной 3,66 м. Под подвесным мотором Arhimed penta мощностью 33 кВт (45 л.с.) они преодолели расстояние 1000 км приблизительно за 50 часов.
Мореплаватель-англичанин Ханс Золструн в суровых условиях за 28 часов совершил путешествие от новозеландского острова Тасмания до Австралии на надувной моторной лодке фирмы Avon, в кокпит которой он «втиснул» свой миниатюрный малолитражный автомобиль.
Ещё из истории создания надувных лодок:
История создания надувных лодок: из глубины веков к современности
История надувных лодок: от технических открытий до военных заказов
Надувная лодка - теперь это необходимость!?