Хотя биография надувных судов значительно скромнее истории развития деревянных лодок и плотов, они тоже сыграли свою важную роль в развитии торговли, военного дела и миграции населения Земли. В прежние времена мобильность судна имела большое значение. Речные пороги и морские мели вынуждали достаточно часто причаливать к берегу и перемещать лодку по суше. Поэтому лёгкая и негабаритная надувная лодка, особенно в военное время, имела большое преимущество перед деревянным судном.
В глубокой древности человек уже использовал примитивные плавучие средства из шкур животных, которые затем превратились в надувные лодки, плоты и даже корабли. Мало того, в некоторых областях Земли надувные лодки были более распространённым средством передвижения на воде, чем другие. В первую очередь это касается Севера, где древесина была в дефиците, и лодки изготавливались преимущественно из надутых шкур животных. Для южных территорий такая технология также была не в диковинку. Одними из первых её начали применять древние ассирийцы.
Аналогичным средством передвижения пользовались и древние египтяне. Во времена фараонов для передвижения по Нилу строились плоты значительных размеров, которые также поддерживались на плаву бурдюками из кожи животных. Суда с деревянным корпусом, обтянутым кожаными шкурами, использовали и в других регионах. Их знали ещё вавилоняне, о чём упоминал Геродот.
Идея использовать воздушный баллон была знакома и эллинам. Одна из древнеэллинских легенд повествует, что сын Зевса и плеяды Электры, основатель Трои Илос Дарданос, приплыл туда на плоту из нагруженной четырьмя камнями надутой шкуры. Может быть, мифический баран, на котором «летели» герои эллинского мифа Хелла и Фриксос из Средиземноморья в Чёрное море, был... судном из бараньей кожи?
Надувные матрацы из кожи применяли в походах и римские легионеры. Римский историк Плиниус Старший сообщал, что на судах, сплетённых из ивовых прутьев и обтянутых кожей, моряки разных народов совершали дальние плавания. В «Записках о Галльской войне» Ю. Цезарь пишет о строительстве подобных судов кельтским племенем венетов. Киль на этих кораблях был плоским; нос и корму делали из дуба, борта обтягивали кожей. Даже парус изготавливали из хорошо выдубленной кожи.
Об употреблении кожаных лодок древними бриттами упоминает римский поэт Авиэнус: «На сшитых судах они далеко бороздят бурное море и океанские бездны, полные чудовищ». Античный историк Страбо писал о кожаных судах, на которых путешественники древности плавали по Меотису — Азовскому морю и озеру Сиваш: «Озеро Сапра (Сиваш)... весьма болотисто и едва судоходно для сшитых из кожи лодок, ибо ветры легко обнажают мелководья и затем снова покрывают их водой; поэтому болота непроходимы для других судов».
Кстати сказать, несмотря на изобретение большого количества современных материалов для изготовления надувных лодок, в некоторых азиатских странах шкуры животных до сих пор используются для передвижения по воде. Например, с такими судами сейчас нередко сталкиваются пограничники на таджикско-афганской границе. Лодки из «натурального» материала популярны у боевиков движения Taliban, которые с их помощью быстро, бесшумно и мобильно пересекают границы сопредельных государств.
Экспедиция св. аббата Брандана на надувном судне
Но наиболее подробно о конструкции кожаного судна (курака) можно узнать из старинной рукописи «Плавание св. аббата Брандана», описывающей события VI века. Есть также и другие хроники, рассказывающие об этом знаменитом кельтском святителе. Он родился в 484 году в Ирландии в графстве Керри; хорошо учился, овладел основами математики, астрономии и морской навигации, но, став взрослым, решил посвятить себя Богу.
Много лет спустя Брандан, уже настоятель монастыря, жил в Клонферте, возглавляя там общину из 3000 монахов. Однажды его посетил монах Барринд и рассказал об отшельнике по имени Мернок, который однажды предложил ему, Барринду, совершить путешествие на кожаной лодке к «земле обетованной».
Плывя на запад, они прошли сквозь полосу густого тумана и достигли большой земли, богатой плодами и цветами. Они 15 дней бродили по этой земле, пока не достигли текущей с востока реки. Далее следовали два неопознанных острова: первый с «монашеством», второй с водой, которая «отупляет того, кто её пьёт». Сильные штормы увлекли курак Брандана на север, где он увидел «море, как скисшее молоко», и «огромный кристалл». По-видимому, путешественникам повстречались айсберги и битый лёд. Вскоре судно пришло к «горам, извергающим пламя», и «красным скалам» — «воздух там дышал дымами». Вероятно, это была Исландия.
Шторм занёс мореплавателей на пустынное побережье, где они жили некоторое время «в чреве кита», то есть, укрывшись за толстыми рёбрами китового скелета. Специалисты полагают, что пустынным побережьем, скорее всего, была Гренландия. После сильной бури и длительного плавания отважные путешественники оказались «в стране с солнцем, лесами и большой рекой, уходившей внутрь страны». Может быть, это было побережье полуострова Лабрадор и река св. Лоренса?.. Плавание было долгим и тяжёлым.
Первой землей на горизонте стал маленький остров с «потоками воды, низвергающейся с обрывов». Здесь странники нашли жильё и пищу. К этому описанию подходит остров св. Килды из числа Гебридских островов. Оттуда путешественники поплыли к другим островам; на одном были «стада белоснежных овец и реки, полные рыбы», на другом — «трава и белые птицы». По мнению некоторых исследователей, эти детали дают основание полагать, что Брандан и его спутники достигли островов Стреме и Воге (Фарерские острова).
Такова история экспедиции Брандана. Как и всякая легенда, дошедшая до нас через века, она дополнялась и уточнялась пропорционально количеству людей, с нею знакомившихся и её передававших. Однако основа сказаний оставалась неизменной до XI века, когда их записали.
Итак, вполне возможно, что в VI веке состоялось плавание ирландских монахов к Северной Америке — за 900 с лишним лет до Колумба! Но плавучим средством послужила не эскадра крепко сколоченных каравелл, а натянутый на каркас из прутьев кожаный мешок с воздушным баллоном внутри...
Плавание на реконструированной кожаной лодке Brandan
На протяжении нескольких лет изучением «Плавания св. аббата Брандана» и других источников о мореходстве в древней Ирландии занимался британский учёный Тим Северин (Tim Severin). Совместно с конструктором Колином Мьюди в 1975 году он спроектировал и построил кожаную лодку, получившую название Brandan. Разрабатывая конструкцию, Колин Мьюди стремился сделать корпус по возможности лёгким, чтобы можно было взять достаточное количество припасов. Предполагалось, что с лодкой справится экипаж из 4-5 человек. Судно, достигавшее 12 м. длины, само по себе весило 1,5 тонны, но с учётом веса членов экипажа, снаряжения, питьевой воды и воды, впитавшейся в кожу обшивки, водоизмещение лодки Brandan при полной загрузке приближалось к 5 т.
Как и в далёком прошлом, паруса были изготовлены изо льна. Управление осуществлялось широколопастным веслом, закреплённым по правому борту; узкие гребные вёсла достигали в длину 3,5 м. Планширы были изготовлены из дуба, стрингеры и шпангоуты — из ясеня, мачты — из брусьев ясеня, а их опоры — из дуба. Остов лодки был связан кожаными ремнями без применения металлических гвоздей или деревянных шипов, а затем обтянут 49 кожами!
Строго следуя старинным рецептам, кожи пропитали животным воском, а ремни — тресковым жиром. Последние были, к тому же, вымочены в растворе квасцов. Этот способ обработки ремней знали ещё в Древнем Риме. При сшивании кож применили льняные нитки; для такелажа использовали тросы из того же материала и не ошиблись: лён прекрасно зарекомендовал себя в плавании.
В соответствии с ирландским эпосом, проложенный Северином маршрут соединил Ирландию и Канаду через Атлантику. Плавание было рассчитано на два сезона — 1976 и 1977 гг.
Первый этап: Ирландия, Гебриды, Фарерские острова, Исландия. Второй: Исландия, Ньюфаундленд. Если верить книге Тима Северина «Путешествие на Brandan», кожаное судно отлично выдержало многодневное плавание в холодных водах Атлантики и встречи с ледяными островами, которые, к счастью, не смогли нарушить его герметичность. Но сколько мужества, хладнокровия и находчивости пришлось проявить Северину и его товарищам! Сколько критических ситуаций встретилось мореплавателям на их пути!
Надо заметить, что подвиг Северина и его спутников был во многом и труднее, и значительнее, чем путешествие кельтских монахов. Современным цивилизованным людям было нелегко «врастать в шкуру» средневековых мореходов, закалённых и неприхотливых, как мало кто из наших современников! К тому же, согласно выводам учёных, гидрометеорологические условия во времена св. Брандана были более щадящими; климат — мягче и теплее. Наверняка паковых льдов древние ирландцы в летние месяцы не встречали. К тому же, они осуществляли своё «ступенчатое» плавание целых семь лет, пережидая на суше непогоду; а экипаж лодки Brandan преодолел тот же маршрут всего за два сезона!
Экспедиция на точной копии древнеирландского кожаного судна показала возможность плаваний в VI веке через океан. Но доказала она и другое — вечность человеческого мужества.
Ещё из истории создания надувных лодок:
История надувных лодок: от технических открытий до военных заказов
История надувных лодок: их гражданское использование после Второй мировой
Надувная лодка - теперь это необходимость!?