Что такое лодки НДНД?
Аббревиатура от «надувное дно низкого давления». Такая конструкция позволяет почти полностью убрать жесткие, не надувные, элементы. Почему почти? Транец, к сожалению, как был из фанеры, так и остался… пока.
В противовес НДНД есть также надуной пол высокого давления – Airdeck. По жесткости он превосходит НДНД, так как его можно качать до состояния «камня», а вот по потребительским свойствам: цена, надежность, вес, ремонтопригодность и удобство использования – сильно уступает. По этим причинам НДНД стало народным, а Airdeck используется редко.
Какие бывают НДНД?
Такое дно позволяет делать его фактически любой формы, что и подтверждается огромным разнообразием лодок НДНД в магазинах. Внутри дна ставятся специальные перегородки (реданы) тоже из пвх ткани, которые соединяют нижнюю часть с палубой. Высота внутренних реданов и определяет форму.
Самыми распространенными остаются три типа конструкции.
1. Плоское НДНД.
Перегородки (реданы) одинаковой высоты формируют плоский матрас. Такое дно идеально для мелководья и малосильных моторов. Как правило, это бюджетные лодки с хорошими скоростными показателями, но низкой маневренностью и скромной мореходностью.
Хотя, есть и специфические на их базе модификации, для решения сложных задач, например, тоннельные лодки с НДНД рассчитанные на использование водометов. Но это уже спецпроекты - такие суда идеальны для небольших, но каменистых рек с быстрым течением.
В большей же массе плоское НДНД служит для решения простых задач, этакий комплект эгоиста вместе с легким мотором, которые можно «взять под мышку» и отправиться в одиночку на небольшое озерцо или речку.
Преимущества:
• малая цена
• малый вес
• хорошая скорость
• минимальная осадка
• хорошая остойчивость
• легкая сборка/разборка
• компактность в сложенном виде
• вместе с малым мотором отличный комплект эгоиста
Минусы:
• низкая маневренность
• плохо преодолевает волну
• сложна в ремонте
• как правило, очень скромная базовая комплектация
2. Килевые НДНД
Мореходные лодки с достаточной для движения на скорости и в волну килеватостью. Такие лодки НДНД рассчитаны на большие водные акватории, где от них требуется скорость, маневренность и умение противостоять непогоде.
Плюсы:
• мореходность
• неплохое поведение на волне
• хорошая управляемость
• быстрота сборки/разборки
• компактность
• умеренный вес
• идеальны при использовании вдвоем.
Минусы:
• cтоимость, как правило, выше плоскодонных НДНД из-за сложности работы и размеров
• дно сложное в ремонте
• на лодках от 3,6 метров начинаются проблемы с правильностью развесовки
• мореходные качества раскрываются при длине корпуса от 3,4 метров
• на лодках от 3,6 метров появляются сложности при управлении в одиночку из-за малой загруженности и высокой паросности.
• рекомендуется автоматический насос
3. Катамараны НДНД и тримараны.
Такие лодки имеют установленные на дне 2-3 внешних скега или внутренних реданов. Обладают отменными мореходными качествами и великолепной остойчивостью, мягко проходят волну, имеют просторный кокпит.
Плюсы:
• Отличные мореходные и скоростные качества
• Отличная остойчивость
• Комфортно преодолевают волну
• Имеют просторный кокпит
Минусы:
• Цена
• Вес
• Габариты
• Ремонтопригодность
• Необходим автоматический насос
Отзывы о лодках ПВХ НДНД
Подведем итог, что объединяет лодки НДНД, какие у них достоинства и каковы недостатки? В большинстве случаев им отдают предпочтение из-за легкости в весе, но самое главное, из-за простоты сборки и разборки. Составим список плюсов НДНД.
Плюсы:
• Простота сборки/разборки
• Малый вес
• Компактность в сложенном виде
• Неплохие мореходные качества (зависит от типа дна и конкретной модели)
• Хорошие ходовые качества под слабосильными моторами (в сравнении с пайольными лодками. конечно)
• Малая осадка
• НДНД обладает хорошей теплоизоляцией
• Ход на моторе мягче
Но не все так радужно, есть и недостатки:
• Цена на НДНД будет выше, чем на пайольные в том же размере
• В большинстве случаев потребуется докупить автоматический насос вместо ножного из-за больших объемо воздуха, которые надо нагнать в лодку, да еще и с нужным давлением.
• Сложная ремонтопригодность (дно в полевых условиях сложно починить)
НДНД требует защиты от механических повреждений и перегрева
• Большие лодки (длиной от 3,8 метра) сложно переносить в одиночку (вес шкуры тяжеловат для одного).
• В одиночку ходить на лодка больше 3,5 сложно (получается слишком легкая и с высоким центром тяжести)
• На лодках менее 3,4 метра мореходный потенциал остается не раскрытым
• Лодки с НДНД требуют большей осторожности при управлении под мотором из-за высокой посадки, легкого веса, особенностей маневрирования и преодоления волны.
Казалось бы минусов больше, но, тем ни менее, за лодками НДНД настоящее и будущее, ибо малый вес и простота перевешивает все негатывные стороны. И это правильно, ведь главное в надувнушке, это мобильность, а остальное дело вкуса.
PS. Да, стоять на НДНД можно и даже нужно. Во-первых, сразу привыкаешь и не воспринимаешь его как «матрас», во-вторых, это приятно, ноги не мерзнут даже в холодную погоду, а летом, босиком, вообще, по-домашнему уютно