На малых озёрах и реках, где не бывает большой волны, вполне достаточно небольшой плоскодонной или малокилеватой надувной лодки, т.к. мы говорим о судне, с которым легко справиться в одиночку.
Во-вторых,
такая надувная лодка может быть использована и при коротких выездах на рыбалку или отдых на один день или несколько часов.
Так что же такое лодка ПВХ, подходящая под критерий комплекта эгоиста?
Скорее всего, это будет небольшая, размером до 340 см, надувная лодка под мотор упрощённой конструкции с малым весом и простой сборкой, ограниченно мореходная, но всё же удобная для одного-двух рыбаков или небольшой семьи.
Как выбрать недорогую лодку ПВХ?
Как подобрать комплект эгоиста из предлагаемых на современном рынке надувных лодок? Какие требования или пожелания предъявляются к комплекту эгоиста? Попробуем это немного систематизировать.
Килевая или плоскодонная лодка?
Самым простым и лежащим на поверхности ответом будет, естественно, плоскодонная. Почему? Потому что проще конструкция, да и по законам гидродинамики именно плоскодонные лодки под мотор наиболее подходят для глиссирования на спокойной воде. Также плоскодонки способны выводить на режим глиссирования наибольший вес при заданной мощности лодочного мотора, а для комплекта эгоиста мощность лодочного мотора тоже является немаловажной, ведь от неё напрямую зависит вес двигателя.
Наиболее распространены в этом сегменте лодочные моторы малой мощности — не более 5-9,8 л.с. Но, как всегда есть НО! Плоскодонки даже на очень малой волне при движении в глиссировании ощутимо трясет, курсовая устойчивость оставляет желать лучшего, а снос при боковом ветре и троллинговых скоростях довольно велик. Выход из создавшегося положения — использование хоть и небольшого, но кильсона и транца с малым (3-5 градусов) углом килеватости. Это позволит существенно улучшить комфорт хода по волне, ощутимо снизит боковой снос, повысит управляемость и курсовую устойчивость надувной лодки и, как следствие, даст возможность использовать лодочный мотор большей мощности за счёт дополнительной жёсткости конструкции.
Форма баллона
Это тоже, как показывает практика, немаловажный фактор. Угловатая (рубленная) форма баллона дает возможность создать технологичную в производстве, а значит, и дешевую в продаже надувную лодку под мотор. Однако на ходу, особенно при носовой загрузке, углы являются причиной повышенного брызгообразования и ухудшения всхожести на волну, причём решить эту проблему полностью не позволяет ни кильсон, ни подъём носовой части баллона на малых (до 340 см) размерах надувных лодок.
Баллон лодки ПВХ с плавным кроем и подъёмом носового отсека практически лишён этих недостатков, при этом имеет и существенное достоинство — более просторным получается носовой отсек при сохранении общей эстетики лодки.
Диаметр баллона
Ещё один существенный фактор. С одной стороны, большой диаметр баллона — это несомненный плюс. Чем больше диаметр баллона, тем выше мореходность и ниже забрызгивание при короткой боковой волне, лучше посадка в лодке, т.к. расстояние от банки до пайола выше, а, следовательно, сидеть удобнее.
С другой стороны, с ростом диаметра баллона растёт и парусность, а, следовательно, и боковой снос у плоскодонных и малокилеватых надувных лодок. Малый же диаметр баллона, хоть и гарантирует более лёгкую и дешевую лодку ПВХ, но увеличивает вероятность забрызгивания и заливания, снижает грузоподъёмность и безопасность. Поэтому здесь нужно выбрать золотую середину в 42-43 см.
Пайол
Возможны разные варианты используемого пайола. Первый вариант —
реечный настил, когда отдельные секции ничем не связаны. Такой пайол наиболее прост в сборке, но имеет существенный недостаток — отсутствие жёсткости, что влияет на
ходовые характеристики лодки под мотором.
Второй вариант —
пайол-книжка, когда элементы пайола скреплены мягкими лентами. Жёсткость такого пайола выше предыдущего, но обеспечить достаточную жёсткость конструкции в целом удаётся только на небольших надувных лодках, причём наилучший результат достигается на плоскодонных лодках ПВХ. Основное достоинство — относительная простота сборки. Недостаток — недолговечность лент, скрепляющих пайол, и недостаточная жёсткость конструкции.
Третий вариант —
пайол из отдельных секций, скрепленных специальным алюминиевым профилем. Такой пайол получается достаточно жёстким и долговечным, а время сборки увеличивается незначительно. Также немаловажным фактором является толщина элементов пайола. Стандартно практически на всех производимых лодках ПВХ используется пайол из фанеры толщиной 12 мм. Для сокращения общего веса надувной лодки в эконом— или лайт-классах вполне допустимо использование и более тонкого (9 мм) материала пайола. Такой пайол не только сокращает собственный вес на 20-25%, но и обладает достаточной жёсткостью на лодках размером до 340 см. Причём, многократные испытания лодок ПВХ с пайолом из 9 мм фанеры, проведенные при существенном превышении допустимой мощности подвесного лодочного мотора и загрузки в условиях относительно большого волнения, подтверждают жизнеспособность такого пайола.
Стрингера
Для увеличения общей жёсткости пайола, да и всей конструкции лодки ПВХ, иногда вводят дополнительные элементы продольной жёсткости — стрингера. Стрингер — специальный алюминиевый профиль, фиксируемый на прямой части пайола и связывающий прямые секции пайола в продольной плоскости. С точки зрения удобства сборки, установка стрингеров оправдана только на тех лодках под мотор, которые имеют определённую килеватость на транце. На судах с плоскодонным транцем наличие стрингера хотя и возможна, но не оправдывает себя из-за существенных проблем при сборке разборке.
Ещё одна проблема, связанная со стрингерами на плоскодонной лодке, — выпирание стрингера со стороны днища. Без установки дополнительной защиты в виде специального ПВХ профиля такое днище становится уязвимым при наезде на препятствия, как на воде, так и на берегу и легко повреждается.
Комплектация
Это немаловажный фактор, оказывающий существенное влияние на эксплуатацию надувной лодки под мотором. Как правило, недорогие лодки ПВХ эконом— и лайт классов имеют более бедную комплектацию. Делается это не столько для уменьшения общего веса, а в большей мере для снижения себестоимости судна. Здесь тоже надо найти золотую середину. Попробуем разобраться, какая минимально удобная комплектация должна быть у надувной лодки под мотор.
Ручки
Во-первых, обязательно должны быть ручки для переноски. Так как рассматриваемые лодки ПВХ имеют незначительный вес, для переноски вдвоём вполне достаточно одной носовой и двух кормовых ручек.
Во-вторых, хотя данные надувные лодки не предназначаются для рекордов скорости, всё же желательно иметь ручку пилота или шкипера — максимальные скорости могут превышать 30 и даже 40 км/ч.
Крепление банок
Здесь лидирует крепление ликтрос-ликпаз, позволяющее регулировать положение банок внутри кокпита, что немаловажно в ограниченном объёме лодки и в зависимости от роста и веса пользователей.
Привальный брус
Защищает баллон лодки ПВХ при швартовке. Бывает как простой, так и с брызгоотбойником. При небольшом диаметре баллона наличие брызгоотбойника весьма актуально: забрызгивание как на ходу, так и на стоянке при наличии волны существенно уменьшается. Немаловажно, что установка практически всех типов тентов требует наличия брызгоотбойника, а его отсутствие приводит к дополнительным проблемам и затратам при покупке и установке тента, так как на надувную лодку приходится устанавливать дополнительные элементы крепления.
Бортовой леер
Это элемент безопасности, который необходим в аварийных ситуациях, когда произошёл переворот надувной лодки или падение из нее. Не стоит думать, что даже на небольших скоростях или на якорной стоянке этого не может случиться. От качества исполнения вроде бы простой детали может зависеть ваша жизнь.
Крылья на транце
Довольно простая, но действенная конструкция весьма актуальна на небольших лодках под мотор. Она снижает риск заливания спутной волной при резкой остановке, а также снижает риск заливания или забрызгивания через транец на якорной стоянке в условиях волнения.
Сливной клапан
Позволяет слить на ходу воду, попавшую по разным причинам в кокпит лодки, например в дождь. Из-за конструктивных особенностей установка сливного клапана возможна только на килеватый транец, в этом случае он находится ниже уровня пайола. На плоскодонном транце он практически бесполезен, ибо находится над пайолом и не позволяет слить воду во время движения под мотором полностью.
Дополнительная комплектация
Возможность наличия и установки на надувную лодку под мотор различной дополнительной комплектации делает её удобнее при эксплуатации. Например,
установка носового тента снижает забрызгивание и позволяет в условиях плохой погоды держать вещи сухими, особенно в надувных лодках с малым диаметром баллона.
Возможность установки
стояночного тента превращает надувную лодку в небольшую палатку, мягкие накладки на банки с дополнительной сумкой повышают комфорт и в то же время позволяют более рационально использовать пространство в кокпите лодки. Снаряжение и всевозможные вещи можно сложить в сумку, расположенную под банкой.
Универсальные крепёжные блоки позволяют устанавливать в лодку ПВХ навигаторы, эхолоты и пр., размещать спиннинги в специальных стаканах и т.д.
В заключение хочу отметить, что при всём разнообразии представленных на рынке недорогих надувных лодок под мотор не стоит ориентироваться только на цену и вес, у лодки ПВХ есть масса других, озвученных выше параметров, влияющих на её эксплуатацию. Решение о выборе той или иной модели — это всегда компромисс. Не стоит также рассматривать новоиспеченные фирмы или модели лодок без всестороннего изучения. Как правило, в этом случае есть большая вероятность нарваться или на конструктивные недостатки лодки, или на полное или ограниченное сервисное обслуживание, или на недостаток дополнительного оборудования и аксессуаров.