Переоборудовать моторно-гребную надувнушку из ПВХ в парусную лодку задача достаточно простая. Для начала определимся, что такое парус и какие его типы возможно установить на надувную лодку. Парусом называют, как правило, ткань или пластину, которая прикрепляется к судну для преобразования энергии ветра в энергию поступательного движения, тем самым побуждая парусную лодку к передвижению. Самый простой парус представляет собой кусок ткани, который, будучи установленным на надлежащее место и наполненным ветром, имел бы обтекаемую выпукло-вогнутую форму, напоминающую в разрезе крыло птицы, и развивал бы максимально полезную силу тяги.
Применительно
к надувным лодкам используются прямые и косые паруса.
Прямой парус – это полотнище в виде равнобедренной трапеции или прямоугольника, обладающее простейшей конструкцией. Он устанавливается поперек судна и крепится к реям. Его применяют в качестве дополнительного движителя, поскольку он превосходно работает на попутных к ветру курсах, при этом элементы, уменьшающие дрейф, не используют. Этот парус не любит резких порывов ветра - он стремится развернуться и встать поперек. Его обычно пришнуровывают к горизонтальной рее верхней кромкой и растягивают с помощью оттяжек, а к нижним углам привязывают два конца (шкота).
Косой парус – это полотнище, по форме напоминающее треугольник, ромб или неравнобедренную трапецию, устанавливаемое по одну сторону от мачты и дающее возможность идти под углом к ветру. Существует несколько разновидностей косых парусов - латинский, шпринтовый, люгерный, бермудский, парус Люнгстрёма и др. Все они имеют тугую переднюю кромку (шкаторину) и управляются одним концом (шкотом). Для них являются обязательными элементы, уменьшающие дрейф, а также наличие органов управления.
Наиболее прост по конструкции
шпринтовый парус. Он имеет трапециевидную форму, верхний его угол растягивается диагонально поставленным в парусной лодке шестом (шпринтовом), а нижний конец упирается в стропку на мачте. Такой тип чаще всего применяется как вспомогательный при попутных умеренных ветрах – в случае необходимости его можно соорудить самостоятельно, используя подручные средства - тент, шест и весло.
Латинский парус – имеет вид прямоугольного треугольника и крепится верхней стороной к рейку, наклоненному вперед, а реек, в свою очередь, в средней своей части крепится к мачте. Такая конструкция требует тщательной центровки.
Люгерный (рейковый) парус - обычно в форме неправильной трапеции - верхней шкаториной крепится к рейку, нижней - к гику, передняя шкаторина при этом должна быть туго натянута. Отличается легкостью в управлении.
Все перечисленные виды парусов - шпринтовый, люгерный, латинский — не нуждаются в высокой мачте, обладают низким центром площади, просты в изготовлении. Все части рангоута довольно короткие и легкие, то есть незначительно увеличивают размеры упаковки парусной лодки. Все они неплохо тянут при малой площади, но их лавировочные качества недостаточно высоки.
Парус Люнгстрёма имеет форму ромба в развернутом виде, которая перегибается вокруг рейка. При отсутствии гика он управляется грота-шкотами, которые проведены от шкотовых углов на корму. Чтобы увеличить силу, движущую парусную лодку на полном курсе, необходимо увеличить площадь паруса и изменить его профиль.
Бермудский парус состоит из двух частей треугольной формы – основного и вспомогательного - и растягивается между мачтой и горизонтальным гиком. Это довольно распространённый тип вооружения, аэродинамические характеристики которого выше, чем характеристики других косых парусов за счет высокого расположения центра площади.
В настоящее время на
надувных лодках часто применяется подвесной или кормовой парус, в котором все необходимое парусное оборудование вынесено на корму. Это очень удачные вариант вооружения для надувных лодок, поскольку оно не только обеспечивает судну хорошие мореходные качества, но и позволяет полноценно использовать всю площадь кокпита. Чаще всего такой парус применяется на лодках пвх U-образной и очень редко О-образной формы.