Остойчивость – это способность лодки противостоять силам, которые могут привести к ее крену, а также свойство лодки возвращаться в состоянии равновесия тогда, когда эти силы перестают воздействовать на нее. Проще говоря, мотолодка на воде может раскачиваться под действием волн и ветра, а вот переворачиваться она не должна и, более того, она должна стремиться к тому, чтобы вернуться в ровное положение.
Остойчивость – это важнейшее мореходное качество судна. Остойчивость любой мотолодки легко оценить используя понятие «метоцентрической высоты». То есть, учитывая разницу высоты между метацентром
m (точки от положения которой зависит остойчивость) и центром тяжести
G.
Для того, чтобы судно обладало остойчивостью его метацентр должен находиться выше центра тяжести (вариант А на рисунке). Если центр тяжести лодки окажется выше метацентра, то такая лодка обязательно перевернется (вариант Б на рисунке). На практике это значит, что загружая катер, необходимо сначала тяжелые вещи складывать на дно, а уже сверху грузить легкую поклажу. Тем самым мы «занижаем» центр тяжести и препятствуем опрокидыванию судна. Если же загрузить сначала легкий и объемный груз, а сверху положить тяжелый, то лодка перевернется при первом же воздействии волн или ветра, так как ее центр тяжести окажется выше метацентра.
Нельзя также совмещать метацент c центром тяжести, так как в таком случае можно сделать из лодки подобие
клееного бруса, который бросили в воду. Именно по причины минимальной разницы метоцентрической высоты бревна в воде так легко вращаются вокруг собственной оси. Суда на воде, конечно же, себя так не ведут, но для значимости разницы расхождения метацентрической высоты такой пример вполне подходит.