Интернет магазин лодок

Поиск

Поиск

Опрос

Хотите ли вы купить лодку пвх в кредит?

Да
Нет
Все равно
Всего голосов: 381
Комментарии: 0

Наш канал


Наши проекты:

BoatFisher
SkillLink
Статьи
Статьи » Закон
 
НовостиНовости
Новости связанные с надувными лодками, мотолодками, катерами и лодочными моторами
ЭлектроникаЭлектроника
Автомобильные и портативные GPS навигаторы, радиостанции и прочее
РыбалкаРыбалка
Вести с водоёмов, отчеты о рыбалках, рыболовные снасти и трофеи
Рыболовные базы, базы отдыха, туризмРыболовные базы, базы отдыха, туризм
Все о местах, где можно хорошо порыбачить и просто отдохнуть с комфортом
Автомобили и мототехникаАвтомобили и мототехника
Автомобили, внедорожники, снегоходы, мототехника для активного отдыха.
ЭкипировкаЭкипировка
Одежда, снаряжение, а также все необходимое для водномоторника
ОхотаОхота
Все об охоте
ЗаконЗакон
Законы, правила, распоряжения, нормативные акты касающиеся катеров и лодок
РазноеРазное
Всякое полезное для дачи, дома и семьи
Рыбные рецептыРыбные рецепты
Интересные кулинарные рецепты блюд из рыбы

Общее количество: 471 страниц в 10 категориях
 
Временные Правила классификации и технических требований к прогулочным судам
3



6. Основные технические требования к судам, поднадзорным ГИМС России.

Настоящие требования распространяются на суда, классифицируемые с 1 по 5 класс для плавания в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах 1-5 разрядов. Требования к поднадзорным прогулочным судам, осуществляющим мореплавание в морских бассейнах I-III категорий, до утверждения соответствующих документов по этому вопросу, предъявляются в соответствии с Правилами Российского Морского Регистра Судоходства.
6.1. Корпус судна.
6.1.1. Корпус и надстройки судна должны обладать достаточной прочностью, чтобы обеспечить безопасность находящихся на судне людей и грузов при его эксплуатации в бассейне соответствующего разряда.
6.1.2. Для постройки корпусов допускается использовать следующие материалы: сталь, алюминий (его сплавы), дерево, стеклопластик, железобетон, армоцемент, водонепроницаемые ткани. Корпус может быть изготовлен как из одного, так и из композиции нескольких материалов, при этом, использование для постройки корпуса иных материалов, кроме перечисленных, допускается после согласования с органами ГИМС.
6.1.3. Конструкция корпуса, изготовленного из металла, дерева, стеклопластика и армоцемента для судов 1-3 классов обязательно должна предусматривать наличие набора, для судов 4-5 классов- допускается безнаборная.
6.1.4. Конструкция корпуса, изготовленного из железобетона, независимо от класса судна может быть как наборной, так и безнаборной.
6.1.5. Конструкция корпуса, изготовленного из водонепроницаемых тканей, для надувных судов 1 класса должна предусматривать наличие жесткого днища.
6.1.6. Устанавливаются следующие требования к минимальной толщине наружной обшивки судов 1-2 классов:
с металлическими корпусами- 3 мм;
с деревянными корпусами, выполненными «вгладь» под конопатку- 15 мм;
с деревянными корпусами, выполненными «внакрой»- 12 мм;
с деревянными корпусами из рейки- 10 мм;
с корпусами из фанеры- 8 мм;
с корпусами из армоцемента- 9 мм;
с корпусами из железобетона, имеющими набор- 40 мм;
с корпусами из железобетона, не имеющими набора- 60 мм.
6.1.7. Судовые фундаменты под главные двигатели, вспомогательные механизмы, передачи и судовые устройства должны обеспечивать надежность их крепления при эксплуатации в любых условиях обстановки в бассейнах соответствующего разряда.
6.1.8. При использовании в качестве фундаментов под механизмы и устройства балок набора- их толщина должна увеличиваться на 40 %.
6.1.9. Посадочные места подвесных лодочных моторов должны соответствовать по прочности устанавливаемому мотору. Высота транцев или выносных кронштейнов глиссирующих судов с ПЛМ должна быть 380± 15 мм или 510± 15 мм, в зависимости от конструктивного исполнения ПЛМ. При наличии подмоторной ниши (рецесса)- в ней должны предусматриваться шпигаты.
6.1.10. Поверхность палубы не должна быть скользкой.
6.1.11. На судах 1-3 классов должна быть предусмотрена возможность крепления страховочных поясов.
6.1.12. Палубы, а также переходные мостики и рабочие площадки на беспалубных судах должны иметь леерное (релинговое) ограждение либо фальшборт высотой не менее 1 метра и расстоянием между стойками- не более 2 метров. При закругленном ширстреке леерные стойки устанавливаются на плоской части палубы. Просвет между нижним леером (релингом) и палубой не должен превышать 230 мм, расстояние между другими леерами (релингами) может быть увеличено до 380 мм.
6.1.13. При наличии на судне фальшборта должны предусматриваться шпигаты (портики) для стока воды.
6.1.14. Наименьшее расстояние между носовой и кормовой кромками моста (мостов), соединяющего корпуса многокорпусных судов (катамаранов, тримаранов, проа и т.д.), должно быть не менее 0,5 длины наименьшего из соединяемых данным мостом корпусов.
6.1.15. Все судовые трапы (сходни), предназначенные для подъема на судно, выхода на палубу, сообщения между помещениями, площадками и мостиками, для доступа к оборудованию и т.п. должны быть удобны и безопасны при пользовании.
6.1.16. Ширина наклонных трапов, измеренная между тетивами, должна быть не менее 500 мм, угол наклона трапа- не более 65°, высота балясин (ступеней)- не более 255 мм и не менее 180 мм.
6.1.17. Наклонные трапы должны быть оборудованы гладкими поручнями диаметром (толщиной) не менее 25 мм и высотой не менее 900 мм.
6.1.18. Ширина вертикальных трапов, измеренная между тетивами, должна быть не менее 300 мм, расстояние между балясинами- не менее 280 мм и не более 320 мм.
6.1.19. Отстояние вертикального трапа от расположенных позади него конструкций должно быть не менее 150 мм, а расстояние между поручнями (при их наличии)- не менее 500 мм.
6.1.20. Скобы у скоб-трапов должны иметь слегка вогнутую (опущенную) опорную поверхность, быть шириной не менее 250 мм. Расстояние между ними не должно превышать 350 мм, а отстояние скобы от поверхности крепления- не менее 150 мм.
6.1.21. Основанием для оценки технического состояния корпуса судна как «годное» является:
- удовлетворительное состояние обшивки, настила палубы и набора, отсутствие водотечности, пробоин и трещин в обшивке корпуса, водонепроницаемой палубе и переборках; отсутствие крупных очагов коррозийных поражений металлических конструкций, отсутствие отколов и выкрашивания бетона, обнажения и коррозии арматуры в корпусах из железобетона и армоцемента;
- надежное соединение элементов конструкции корпуса по сварке, клепке, склейке, гвоздевым и иным соединениям (отсутствие расклеиваний и трещин в швах, непроваров, выпадения швов, выпавших или ослабленных заклепок, гвоздей и болтовых соединений);
- отсутствие червоточин, очагов поражения гнилью элементов корпуса деревянных судов;
- отсутствие расслоений (расклеиваний), стираний, надрезов, короблений и других повреждений корпусов из стеклопластика и фанеры, явно снижающих их водонепроницаемость;
- отсутствие признаков старения и явного изменения структуры водонепроницаемой ткани корпуса, нарушение клеевых, шовных и иных соединений корпусных конструкций.
6.1.22. Основанием для оценки технического состояния корпуса судна как «ограниченно годное» является:
- износ обшивки и набора, не превышающий 1/5 построечной толщины;
- отдельные вмятины, гофры и бухтины плавного характера со стрелой прогиба не более 25 мм;
- отколы и выкрашивания в корпусных конструкциях железобетонных и армоцементных судов без обнажения арматуры;
- износ головок металлического крепежа не более 1/3 их высоты и уменьшение диаметра болтов (гвоздей) не более 0,1 первоначальной величины;
- износ сварных швов на глубину не ниже поверхности соединяемых листов.
6.1.23. Основанием для оценки технического состояния корпуса как «запрещенное к эксплуатации» является несоответствие его хотя бы одному из вышеперечисленных требований.
6.2. Плавучесть, остойчивость и непотопляемость.
6.2.1. Показатели плавучести, остойчивости и непотопляемости судна характеризуют его мореходность и являются основными факторами при определении возможности плавания судна в водных бассейнах того или иного разряда (категории).
6.2.2. Плавучесть, остойчивость и непотопляемость судна считаются обеспеченными, если его запас плавучести и начальная остойчивость, а также остойчивость и плавучесть при повреждении корпуса судна, соответствуют установленным нормам.
6.2.3. Техническая документация по плавучести и остойчивости сертифицированного судна должна включать в себя:
теоретический чертеж;
диаграммы статической остойчивости;
чертежи общего расположения.
Для судов, имеющих штатное парусное вооружение, в составе технической документации должны быть также чертежи парусов.
6.2.4. На несертифицированных судах характеристики плавучести, остойчивости и непотопляемости определяются опытным путем.
6.2.5. При изложении вопросов плавучести и остойчивости, если особо не оговаривается, все характеристики судна относятся к его водоизмещению при полной нагрузке.
6.2.6. Требования по плавучести и остойчивости, изложенные ниже, распространяются на суда, осуществляющие плавание в водоизмещающем режиме.
6.2.7. Надводный борт.
6.2.7.1. Минимальная высота надводного борта определяется от уровня действующей ватерлинии до первого открытого отверстия в корпусе судна или до комингса люка (кокпита).
6.2.7.2. Минимальный надводный борт при полном водоизмещении должен быть не менее 6% наибольшей длины судна. В зависимости от минимальной высоты надводного борта определяется высота волны, при которой может плавать судно по графику (см. рисунок 1).
6.2.7.3. В зависимости от минимальной высоты надводного борта устанавливаются район плавания и возможное удаление от берега.
6.2.7.4. У беспалубных судов 1 класса минимальная высота надводного борта должна быть не менее 0,6 расчетной высоты волны, а для судов 2-4 классов- не менее 0,5 расчетной высоты волны для данного водного бассейна.
6.2.8. Остойчивость судов.
6.2.8.1. Статическая остойчивость проверяется в соответствии с существующим ГОСТом, при полном водоизмещении судна на тихой воде и при глубине, полностью исключающей касание корпуса или выступающих частей судна о грунт.
6.2.8.2. Моторные и гребные суда при полном водоизмещении должны иметь такую поперечную статическую остойчивость, чтобы при действии кренящего момента, создаваемого грузом, равным по массе 60% грузоподъемности, угол крена был меньше угла входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта (угла заливания). Место расположения центра масс этого груза при испытаниях должно быть:
- по высоте- 0,3 м над местами для сидения пассажиров и экипажа для катеров и мотолодок и 0,25 м над банками для сидения- на гребных судах;
- по длине и ширине- в общем расчетном центре масс всех пассажиров и экипажа, смещенных на штатных сидениях к одному борту так, чтобы их центры масс находились на расстоянии 0,2 м от внутренней кромки планширя или комингса кокпита этого борта.
При размещении людей попарно относительно диаметральной плоскости их центры масс совмещаются. Оставшийся груз массой, равной 40 % грузоподъемности, должен быть размещен в местах, предназначенных для багажа, а если они отсутствуют- в диаметральной плоскости на сланях.
6.2.8.3. Суда в неповрежденном состоянии не должны иметь постоянного крена. Дифферент не должен отличаться от указанного в спецификации больше, чем на 0,5° на корму.
6.2.8.4. У судов, имеющих техническую документацию, остойчивость должна определяться по диаграммам остойчивости.
6.2.8.5. Если в технической документации на судно не указаны варианты его нагрузки, являющиеся наихудшими для остойчивости, то ее проверку следует производить по диаграмма, рассчитанным для него при полном водоизмещении и для судна без груза с минимальным процентным содержанием запасов (при наименьшем водоизмещении).
6.2.8.6. Для судов 1-4 классов должны выполняться следующие требования:
6.2.8.6.1. Плечо диаграммы поперечной статической остойчивости при угле крена 30° или более должно быть не меньше 0,25 м для судов 1 и 2 классов и не меньше 0,2 м для судов 3 и 4 классов.
6.2.8.6.2. Максимум диаграммы поперечной статической остойчивости max должен достигаться при угле крена, не меньшем 25°.
6.2.8.6.3. Угол заката диаграммы поперечной статической остойчивости зак должен быть не меньше 60°.
6.2.8.6.4. При отношении В/Н больше 2- допустимые углы максимального крена и заката диаграммы поперечной статической остойчивости могут уменьшаться на следующие величины (в градусах) соответственно:
В/Н 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 и >
max 0 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0
зак 0 2,0 4,0 6,0 8,0 10,0
6.2.8.6.5. Начальная поперечная метацентрическая высота судна при всех вариантах нагрузки, за исключением судна порожнем должна быть не менее 0,5 м.
Примечание: 1. Судно должно удовлетворять перечисленным требованиям при учете в диаграмме статической остойчивости поправок на влияние свободных поверхностей жидких грузов, при их наличии на маломерных судах.
2. При наличии отверстий, считающихся открытыми, диаграмма статической остойчивости считается действительной до угла заливания. При накренении судна на больший угол его следует считать полностью утратившим остойчивость.
3. Для судов, не имеющих технической документации, начальная метацентрическая высота определяется опытным путем (методом накренения судна переносом груза) с использованием формулы:
где h- метацентрическая высота, м,
D- вес судна (весовое водоизмещение), кг,
р- вес груза, переносимого с борта на борт, кг,
b- плечо перемещения груза, м;
- угол крена, создаваемый переносом груза, град.
6.2.8.7. Остойчивость судов с самоотливным кокпитом должна отвечать требованиям п. 6.2.8.6.5. с учетом влияния свободной поверхности воды (при 50%-ном его заполнении и отсутствии фильтрации в смежные отсеки).
Примечание: поправка к метацентрической высоте с учетом влияния свободной поверхности рассчитывается по формуле:
, где
h- поправка к метацентрической высоте, м;
l- длина кокпита, м;
В- ширина кокпита, м;
V- объемное водоизмещение судна, куб.м.
и вычитается из величины метацентрической высоты, рассчитанной по формуле, приведенной в п. 2.8.5.3.
6.2.8.8. Остойчивость парусных (парусно-моторных судов рассчитывается и проверяется по формуле:
Внб, Ннб- наибольшие ширина и высота борта корпуса соответственно, м;
Lквл- длина судна по ватерлинии, м;
Тмид- осадка судна на миделе, м;
К- коэффициент, равный К= Gб/Dпор, где
Gб- масса балласта, кг;
Dпор- водоизмещение порожнем, т.
6.2.8.9. Остойчивость парусного (парусно-моторного) судна определяется с учетом наибольшей ветровой нагрузки, которую может выдержать судно с полным парусным вооружением. При этом рассчитывается минимальная скорость ветра, при которой судно с минимальной нагрузкой будет двигаться с минимальным креном 30°.
Для расчета используется формула:
1/2 -1/2
Vв= 119 х Мзо х (hп х Sп)
где: Vв- скорость ветра, м/с;
Sп- полная суммарная площадь парусов, кв.м;
hп- плечо равнодействующей силы ветра, действующей на парус, равное расстоянию между центром парусности ЦП и центром бокового сопротивления судна ЦБС, расположенного примерно на половине осадки судна по вертикали, м.
В расчете принимается hп= 0,5 l (см. рисунок 2).
где:
l= hм + 0,5 Тмид – высота мачты над ЦБС, м;
hм- высота мачты над ватерлинией, м;
Тмид- осадка на миделе при Dпор, м;
Мзо- восстанавливающий момент судна при крене, равном 30°.
Величина восстанавливающего момента Мзо снимается с диаграммы статической остойчивости при водоизмещении порожнем Dпор.
При отсутствии технической документации значение восстанавливающего момента можно получить практически путем наклонения судна на тихой воде на угол 30° усилием, приложенным к топу мачты (см. рисунок 2).

В этом случае величина восстанавливающего момента определяется по формуле:
Мзо= Q х l = (hм + 0,5 Тмид)
где:
Мзо- момент, численно равный восстанавливающему моменту судна при крене 30°, тс;
Q- сила, которая удерживает судно с креном 30°, тс, (замеряется с помощью динамометра);
l- плечо силы Q, м;
hм- высота мачты над действующей ватерлинией, м;
Тмид- осадка на миделе по действующую ватерлинию (при Dпор.).
Для ориентировочной оценки максимальной скорости ветра величину восстанавливающего момента при крене 30° можно определить по приближенной формуле:
Мзо≈ 0,52 D х h
где:
Мзо- восстанавливающий момент, тс.м,
h= 0,9-1,2 м- начальная поперечная метацентрическая высота.
Допустимая скорость ветра определяется по формуле:
vв доп ≤ 2/3 vв
Разрешенный район плавания определяется значением допустимой скорости ветра (vв доп), вычисленной для наибольшей по площади рабочей комбинации парусов при минимальной загрузке судна. Разряд плавания судну присваивается:
при vв доп = 10 м/с и более – 1 разряд,
при 8,5 м/с&#8804; vв доп< 10 м/с- 2 разряд,
при 6,0 м/с&#8804; vв доп< 8,5 м/с- 3 разряд,
при 4,0 м/с&#8804; vв доп <6,0 м/с – 4 разряд,
при 2,0 м/с&#8804; vв доп <4,0 м/с – 5 разряд.
6.2.8.10. При плавании на байдарке под парусом для сохранения положительной остойчивости должен устанавливаться параллельно корпусу и жестко с ним связываться поплавок. Если принять расстояние между диаметральной плоскостью (ДП) байдарки и поплавка равным 1 м, то рекомендуемая площадь паруса, в зависимости от объема прикрепляемого поплавка, определяется по таблице:
При изменении вместимости поплавка или расстояния между диаметральными площадями байдарки и поплавка пересчет производится по формуле:
V1= (V x l) / l1
где: V- объем одного поплавка по таблице, л;
l- расстояние между ДП байдарки и ДП поплавка, принятое в таблице (l= 1 м);
V1- новое значение объема поплавка, л;
l1- новое расстояние между ДП байдарки и ДП поплавка, м.
Для байдарок, не указанных в таблице, площадь паруса подбирается по прототипу. Вместо надувного поплавка может быть использован поплавок, изготовленный из твердых материалов, но с одинаковой плавучестью.
6.2.9. Непотопляемость.
6.2.9.1. Суда в случае аварийного затопления должны сохранять положительные запас плавучести и остойчивость, для чего они должны быть оборудованы непроницаемыми воздушными ящиками, герметичными отсеками или блоками плавучести, размещенными по возможности в верхней части судна и распределенными по длине корпуса соответственно расположению наиболее тяжелых статей нагрузки судна. На пластмассовых судах встроенные воздушные ящики должны быть заполнены пенопластом.
6.2.9.2. В соответствии с существующим ГОСТом, суда, при водоизмещении, равном разности между полным водоизмещением и массой людей, количество которых предусмотрено для размещения на судне (количество пассажиров и экипаж), в заполненном водой состоянии (при аварийном затоплении) на тихой воде должны иметь:
- запас плавучести, позволяющий судам оставаться на плаву, а также избыточный запас плавучести, составляющий не менее 10% грузоподъемности, при этом бортовая кромка палубы или верхняя кромка борта на мидель-шпангоуте не должны входить в воду;
- запас плавучести, позволяющий судам, имеющим деления на отсеки, оставаться на плаву при затоплении любого одного отсека; при этом аварийная WL не должна пересекать предельную линию погружения, которая должна проходить ниже палубы или открытых отверстий не менее чем на 75 мм;
- аварийную остойчивость, достаточную, чтобы суда не переворачивались от действия приложенной в плоскости мидель-шпангоута к любому борту массы, равной 5% грузоподъемности.
6.2.9.3. Указанные суда должны сохранять положительную плавучесть при полной загрузке в случае повреждения любой одной секции.
6.2.9.4. Полностью затопленное судно с полным комплектом своего оборудования, двигателем, полным запасом топлива и количеством людей, соответствующим спецификации (при полной загрузке), должно сохранять положительные плавучесть и остойчивость.
6.2.9.5. Воздушные ящики на судне должны быть герметичны, в блоках плавучести должен находиться материал, указанный в технической документации.
6.2.9.6. Суда, не имеющие деления корпуса на отсеки водонепроницаемыми переборками, при водоизмещении, равном разности между полным водоизмещением и массой людей, количество которых предусмотрено для размещения на судне (количество пассажиров и экипаж), в заполненном водой состоянии должны иметь:
- запас плавучести, позволяющий судам оставаться на плаву приблизительно в горизонтальном положении, а также избыточный запас плавучести, составляющий не менее 10% грузоподъемности, при этом бортовая кромка палубы или верхняя кромка борта на мидель-шпангоуте не должны входить в воду;
- аварийную остойчивость, достаточную, чтобы суда не переворачивались от действия приложенного к любому месту по длине борта груза, равного 5% грузоподъемности, для судов 4-5 разрядов, или условного груза Р, определяемого по формуле Р= 10+5n, где n- общее число людей на судне (пассажиров и экипаж), но не менее Р=25 кг, для судов 1-3 классов.
6.2.9.7. Суда, корпус которых имеет деление на отсеки, при затоплении любого из них должны оставаться на плаву, при этом аварийная ватерлиния не должна пересекать предельную линию погружения, которая проходит ниже палубы или открытых отверстий не менее чем на 75 мм.
6.2.9.8. Основанием для оценки технического состояния судна по данному разделу как «годное» является выполнение вышеуказанных требований.
6.2.9.9. Основанием для оценки технического состояния судна как «запрещенное к эксплуатации» является несоответствие хотя бы одному из вышеперечисленных требований.
6.2.9.10. Оценка «ограниченно годное» по данному разделу не применяется.
6.2.10. Количество герметичных секций для конкретного типа надувного судна устанавливается технической документацией, но должно быть не менее двух, они должны быть герметичны и иметь при эксплуатации избыточное рабочее давление, указанное в технической документации, а при отсутствии таковой должно находиться в пределах:
от 5999 Па (45 мм рт.ст.) до 7999 Па (60 мм рт.ст.) для судов грузоподъемностью до 300 кгс;
от 6666 Па (50 мм рт.ст.) до 9333 Па (70 мм рт.ст.) для судов грузоподъемностью 300 кгс и более.
6.2.10.1. Надувные суда должны сохранять положительную плавучесть при полной загрузке в случае повреждения любой одной секции.
6.2.10.2. Остойчивость неповрежденного надувного судна должна быть такова, чтобы при размещении груза, равного 60% полной грузоподъемности, на любом борту с нахождением остальных 40 % грузоподъемности в диаметральной плоскости, у судна оставалась положительная высота надводного борта (до верха надувной трубы) по всему периметру судна.
6.2.10.3. Вышеперечисленные требования являются обязательными для всех типов надувных судов при оценке технического состояния как «годное».
6.3. Устройства и снабжение.
6.3.1. Рулевое устройство.
6.3.1.1. Все моторные, парусные и парусно-моторные суда должны иметь рулевое устройство (руль, поворотную насадку, поворотную колонку, крыльчатый движитель, рулевое весло или иное средство управления судном, одобренное ГИМС).
6.3.1.2. Несамоходные суда и гребные суда указанного устройства могут не иметь.
6.3.1.3. Расположение поста управления судном должно обеспечивать хороший обзор, а рулевое устройство- уверенное маневрирование на всех режимах движения судна в любых условиях обстановки.
6.3.1.4. При наличии на судне дистанционного рулевого управления должен предусматриваться аварийный рулевой привод, воздействующий непосредственно на баллер, либо сектор рулевого устройства (румпель или иное устройство, одобренное ГИМС).
6.3.1.5. Направление поворота штурвала (ручки электрического или гидравлического привода) рулевого устройства должно соответствовать направлению поворота судна.
6.3.1.6. Угол перекладки руля должен составлять не менее 35° от диаметральной плоскости судна на каждый борт (проверяется многократной перекладкой руля с борта на борт), усилие на штурвале (румпеле), необходимое для перекладки руля не должно превышать 15 кгс., а число оборотов штурвала- 25 (при перекладке руля с борта на борт).
6.3.1.7. Конструкция рулевой передачи (штуртросовой, цепной и др.) при дистанционном управлении ПЛМ должна обеспечивать возможность его свободного откидывания при необходимости, а при спаренной установке ПЛМ- синхронность их поворота и откидывание каждого мотора в отдельности.
6.3.1.8. Трос, применяемый для штуртросовой передачи должен быть гибким, нераскручивающимся, крестовой свивки, его диаметр должен соответствовать ширине канавок шкивов, а конструкция передачи должна исключать возможность попадания троса между щекой и шкивом.
6.3.1.9. Основанием для оценки технического состояния рулевого устройства судна как «годное» является:
- выполнение вышеуказанных требований;
- надежная работа рулевого устройства, обеспечивающая устойчивость судна на курсе, хорошую маневренность и управляемость на различных режимах эксплуатации;
- отсутствие повреждений или дефектов в рулевом устройстве (в рулевом приводе, рулевой передаче, баллере и пере руля);
6.3.1.10. Основанием для оценки технического состояния рулевого устройства как «ограниченно годное» является:
- наличие дефектов или конструктивных недостатков, не влияющих на управляемость и не ухудшающих его маневренные качества.
6.3.1.11. Основанием для оценки технического состояния рулевого устройства как «запрещенное к эксплуатации» является несоответствие хотя бы одному из вышеперечисленных требований.
6.3.2. Якорное устройство.
6.3.2.1. Моторные, парусно-моторные, парусные суда независимо от класса и гребные суда 3 и выше классов должны оборудоваться якорным устройством.
6.3.2.2. Несамоходные суда, назначение которых предусматривает нахождение на борту людей при движении судна, должны оборудоваться якорным устройством независимо от класса.
6.3.2.3. Количество якорей, их масса, длина цепей (канатов), калибр определяются по таблице, в зависимости от характеристики снабжения:
Nс = L х (В + Н) + l х h ,
где:
Nс- характеристика снабжения, аргумент для входа в таблицы, кв.м;
L- длина судна, м;
В- ширина судна на миделе, м;
Н- высота борта на миделе от основной плоскости, м;
h- средняя высота надстроек, м.
Примечание: 1. В случае применения литых якорных цепей (вместо сварных) их калибр может быть уменьшен на 12 %;
2. Якорные цепи могут заменяться стальными, синтетическими или пеньковыми канатами при условиях: канаты равнопрочны цепям требуемого калибра, пеньковые канаты должны быть смольными.
Требования настоящего раздела составлены применительно к якорям Холла. В случае использования якорей Матросова, их масса должна быть принята равной половине табличной, размеры цепей должны соответствовать табличной массе якорей Холла.
6.3.2.4. Якоря массой более 50 кг должны убираться в якорные клюзы внутренним диаметром не менее 10 калибров якорной цепи.
6.3.2.5. Конструкция клюза должна обеспечивать свободное втягивание веретена якоря, а при травлении (отдаче)- свободный выход якоря только под действием его массы.
6.3.2.6. Для подъема с грунта (отдачи) якоря массой более 50 кг судно должно оборудоваться шпилем (брашпилем). Требование не является обязательным при наличии на судне иных (специальных) механизмов, которые могут использоваться для этой цели.
6.3.2.7. Коренные смычки якорных цепей (коренные концы канатов) должны надежно скрепляться с корпусом судна разъемными соединениями, легко разобщаемыми при натянутой якорной цепи (канате).
6.3.2.8. Якоря массой менее 50 кг допускается хранить на палубе (на беспалубных судах- в специально отведенном месте), при этом должно предусматриваться надежное их крепление к судовым конструкциям.
6.3.2.9. Для подъема с грунта (отдачи) якоря массой менее 50 кг наличие шпиля (брашпиля) не является обязательным.
6.3.2.10. Основанием для оценки технического состояния якорного устройства маломерного судна как «годное» является:
- выполнение вышеперечисленных требований;
- отсутствие звеньев цепи с выпавшими или ослабленными контрафорсами (распорками);
6.3.2.11. Основанием для оценки технического состояния якорного устройства как «ограниченно годное» является:
- уменьшение массы якоря вследствие коррозионного износа не более, чем на 20%;
- износ звеньев якорной цепи не более 10% от первоначального диаметра;
- количество обрывов проволок стального якорного каната не более 10% от их общего количества в любом месте на длине, равной 8 диаметрам;
6.3.2.12. Основанием для оценки технического состояния якорного устройства как «запрещенное к эксплуатации» является несоответствие хотя бы одному из вышеперечисленных требований.
6.3.3. Швартовно-буксирное устройство.
6.3.3.1. На каждом маломерном судне должно предусматриваться швартовное устройство, обеспечивающее его надежное закрепление у причальных сооружений или борта другого судна и возможность надежного крепления буксирного каната (троса).
6.3.3.2. Швартовные кнехты (битенги) могут быть стальными, чугунными, бронзовыми, латунными. При применении на судне только растительных канатов (тросов) допускается изготовление кнехтов (битенгов) из легких сплавов.
6.3.3.3. Наружный диаметр трубы кнехта (битенга) должен быть не менее 10 диаметров стального каната или одной длины окружности растительного (синтетического) троса.
6.3.3.4. Специальные механизмы, устройства и вооружение, определяющее производственное назначение судна (обеспечение технологического процесса в рыболовстве, рыбоводстве, разведке и добыче полезных ископаемых, проведении грузовых операций, дноуглубительных, изыскательских и иных работ) подлежат надзору органов ГИМС в части, влияющей на безопасность плавания маломерных судов, судоходства, и охрану жизни людей на воде.
6.3.3.5. Основанием для оценки технического состояния швартовно-буксирного устройства как «годное» является выполнение вышеперечисленных требований.
6.3.3.6. Основанием для оценки технического состояния швартовно-буксирного устройства как «запрещенное к эксплуатации» является несоответствие хотя бы одному из вышеперечисленных требований.
6.3.3.7. Оценка «ограниченно годное» по данному разделу не применяется.
6.3.4. Снабжение.
6.3.4.1. Суда должны иметь отличительные огни, световые и звуковые сигналы, соответствующие требованиям ППВВП, МППСС, местных правил и правил пользования маломерными судами, причем, навигационные огни на судах с парусным вооружением должны устанавливаться таким образом, чтобы они, соответствуя правилам, не закрывались парусами.
6.3.4.2. Несамоходные суда валовой вместимостью 10 и более регистровых тонн, на борту которых предусматривается нахождение людей, должны иметь средство для подачи звуковых сигналов.
6.3.4.3. Комплектация предметами снабжения поднадзорных судов, в общем случае, должна соответствовать таблице:
6.3.4.4. Все суда, независимо от района плавания, кроме гребных лодок (лодочных) прокатных станций, должны иметь фальшфейеры красного огня, а на судах, эксплуатируемых в прибрежной части морей и на больших озерах следует иметь дополнительно ракеты бедствия парашютные.
6.3.4.5. Индивидуальные спасательные средства, находящиеся на борту судна, должны быть окрашены в оранжевый цвет с нанесенным на них бортовым номером (названием) судна и соответствовать требованиям стандартов.
6.3.4.6. На гребных лодках лодочных прокатных станций, расположенных на несудоходных водоемах, разрешается иметь один спасательный круг.
6.3.4.7. Все суда, независимо от класса, должны быть снабжены тросом соответствующей длины, калибра и материала, обеспечивающих безопасность швартовки и буксировки судов в районах плавания, а на судах 1-3 классов должен быть спасательный линь длиной не менее 16 метров.
6.3.4.8. Суда с парусным вооружением должны быть снабжены страховочными поясами (приспособлениями их заменяющими) по числу членов экипажа, занятых обслуживанием парусов.
6.3.4.9. На каждом судне 1-4 классов должна быть укомплектованная медицинская аптечка для оказания первой помощи.
6.3.4.10. Суда 1-3 классов должны снабжаться электрическим фонарем, пригодным для сигнализации, а суда 1 класса, кроме того, должны иметь прожектор (фару-искатель).
6.3.4.11. Все моторные и парусные суда должны иметь комплект инструментов для производства ремонта, включающий в обязательном порядке ножовку по металлу, а парусные суда, кроме того, средство для перерезания такелажа в экстремальных условиях.
6.3.4.12. Каждое судно, кроме гидроциклов, должно иметь ручное водоотливное средство (ведро, черпак и т.п.) и отпорный крюк (весло на- гребных лодках). Моторные суда и суда с парусным вооружением, где это предусмотрено ТУ, должны иметь не менее 2 весел для использования в качестве резервного движителя.
6.3.4.13. Суда 1-2 классов должны иметь курсоуказатель (компас), лот, анемометр, барометр, бинокль и карту района плавания, а суда 1 класса, кроме того, должны оборудоваться средствами радиотелефонной связи и радиолокационными отражателями.
6.3.4.14. Все суда, независимо от разряда плавания, кроме гребных лодок лодочных (прокатных) станций и гидроциклов, должны быть снабжены фальшфейерами красного огня в количестве не менее 3 штук, а суда 1-3 класса дополнительно- ракетами сигнала бедствия красного огня.
6.3.14.15. На судах должны быть предусмотрены условия хранения, обеспечивающие безопасность и готовность к действию имеемых пиротехнических средств.
6.3.4.16. Основанием для оценки технического состояния как «годное» является наличие и исправность предметов снабжения, их соответствие вышеперечисленным требованиям.
6.3.4.17. Основанием для оценки технического состояния как «ограниченно годное» является несоответствие номенклатуры предметов снабжения разряду бассейна, определяющему класс судна, при этом, судну присваивается тот класс, которому соответствует имеющееся снабжение на судне.
6.3.4.18. Основанием для оценки технического состояния как «запрещенное к эксплуатации», является отсутствие на судне вышеперечисленных предметов снабжения или их неисправность.
6.4. Механическая установка.
6.4.1. Техническому надзору ГИМС подлежит оборудование машинных отделений (моторных отсеков), а также следующие составные части механических установок:
главные двигатели (подвесные лодочные моторы) с редукторами и муфтами, вспомогательные двигатели с редукторами и муфтами, а также другие вспомогательные машины и механизмы;
системы управления, контроля и сигнализации;
валопроводы и движители;
6.4.2. Механическая установка должна обеспечивать бесперебойную эксплуатацию маломерного судна на всех режимах, при допустимых для данного класса судов кренах и дифферентах, а мощность главного двигателя должна соответствовать корпусу судна (расчетной мощности для данного типа судна, предусмотренной проектной документацией).
6.4.3. Максимально допустимая мощность (Nmax) двигателей (стационарных и ПЛМ), устанавливаемых на глиссирующих судах в кВт (л.с.), определяется по графику, в зависимости от коэффициента «К», вычисленного по формуле:
К= Lнб х Втр ,
где: Lнб- длина судна наибольшая, м;
Втр- ширина транца наибольшая, м
title
6.4.4. Допустимая мощность подвесных лодочных моторов, устанавливаемых на мотолодках, определяется по совмещенному графику в зависимости от коэффициента «К», определяемого по формуле: К = 10,6 х Lнб х bтр.
title
Последовательность работы с графиком показана стрелками (от оси абсцисс) при решении приведенного примера.
6.4.5. Допустимая мощность двигателей (стационарных и подвесных), устанавливаемых на водоизмещающие суда или суда, имеющие корпус с нетрадиционными глиссирующими обводами (тримараны, морской нож, морские сани и т.д.), на байдарки, надувные суда, имеющие жесткий транец и т.д. определяется в соответствии с рекомендациями изготовителя, указанными в паспортах (сертификатах) на изделие либо опытным путем.
6.4.6. Допустимая мощность подвесных лодочных моторов, устанавливаемых на катамараны рассчитывается по формуле:
N = 2.94 х V x L / d л.с.,
где
V- объем плавучести понтонов катамарана, куб.метров;
L- длина понтона, метров;
d- диаметр понтона (или диаметр окружности, вписанной в поперечное сечение, если понтон не круглый), метров.
6.4.7. Ориентировочно мощность бензинового двигателя внутреннего сгорания (при отсутствии данных) можно определить по формулам:
для двухтактного двигателя: N = (Vh x n x Pe) / 4500 (л.с.),
для четырехтактного двигателя: N = (Vh x n x Pe) / 9000 (л.с.),
где:
Vh- рабочий объем двигателя, литры;
n- частота вращения коленвала, об/мин;
Pe- среднее эффективное давление карбюраторного двигателя, равное
Pe = (4,2+8,4Е) х К
К=1 для четырехтактных двигателей с верхним расположением распредвала;
К=0,86 для верхнеклапанных двигателей;
К=0,65 для нижнеклапанных двигателей;
К=0,40 для двухтактных двигателей;
Е- степень сжатия (выбирается из формуляра, паспорта, определяется замером).
6.4.8. Главный двигатель, вспомогательные механизмы, передачи должны крепиться к судовым фундаментам плотно пригнанными болтами для предотвращения смещения при всех видах нагрузок, возможных при эксплуатации данного класса судна.
6.4.9. Болты, крепящие главные и вспомогательные механизмы, соединяющие части валопроводов должны соответствовать ТУ и надежно стопориться от самопроизвольного ослабления.
6.4.10. Главный двигатель, вспомогательные машины и механизмы должны оборудоваться КИП и средствами аварийно-предупредительной сигнализации в соответствии с требованиями стандарта и ТУ, выхлопные коллекторы и присоединительные патрубки должны иметь водяное охлаждение.
6.4.11. Все контрольно-измерительные приборы должны быть расположены в легкодоступных и хорошо видимых местах, проверены соответствующими органами. На шкалах КИП, измеряющих температуру, давление и частоту вращения, должны быть нанесены их ограничительные значения.
6.4.12. Конструкция и расположение пусковых и реверсивных устройств должны обеспечивать возможность пуска и реверсирования каждого механизма одним человеком.
6.4.13. Конструкция устройств управления должна исключать возможность самопроизвольного изменения заданного им положения, а устройства управления главным двигателем, кроме того, должны иметь блокировку, исключающую возможность его пуска при включенных валоповоротных устройствах. У ПЛМ рукоятка реверса должна четко фиксироваться в положениях «вперед», «назад», «нейтраль», самопроизвольное включение (выключение) реверса должно быть исключено.
6.4.14. Направление перемещения рукояток и маховиков управления должно быть обозначено стрелками и соответствующими надписями, а перемещение (вращение) рукояток (штурвалов, маховиков) управления главным двигателем- от себя и вправо (по часовой стрелке) должны соответствовать работе механизмов на передний ход.
6.4.15. При наличии на маломерном судне главного двигателя, работающего на газовом топливе владельцем представляются: паспорт (сертификат) на газовый баллон с указанием даты последнего освидетельствования (не более 2 лет), акт о выполнении монтажа ГБО и акт (или запись в акте о монтаже) о проведении испытания на герметичность).
Примечание:
Испытание ГБО на герметичность проводится воздухом при давлении 16 кгс/кв.см. после монтажа ГБО на судне, после освидетельствования газового баллона и после аварийного случая с судном.
6.4.16. Место установки газового баллона на судне, согласованное с органами ГИМС, должно располагаться на открытой палубе или в газонепроницаемых отсеках, устроенных таким образом, чтобы при любой утечке газ уходил за борт. Крепление баллона должно исключать его отрыв или перемещение при плавании в штормовых условиях, максимально возможных для разрешенного судну района.
6.4.17. Трубопроводы для подачи газа к двигателю должны быть из твердых медных сплавов или нержавеющей стали с обжимными или винтовыми соединениями.
6.4.18. Нагревающиеся в процессе эксплуатации свыше 60°С поверхности механизмов, оборудования и трубопроводов должны иметь соответствующую изоляцию, а расстояние от них до стенок хранилищ жидкого топлива должно составлять не менее 800 мм. Узлы топливной системы стационарного двигателя должны размещаться на противоположной двигателю стороне.
6.4.19. Все вращающиеся, движущиеся части машин и механизмов должны закрываться соответствующими кожухами, а нагретые части машин и трубопроводов- изоляцией, исключающими травмы и ожоги членов экипажа и пассажиров.
6.4.20. Перед карбюратором на топливном трубопроводе должно монтироваться запорное устройство, позволяющее перекрывать трубопровод с поста управления судном, воздухозаборный патрубок карбюратора оборудуется воздушным фильтром, являющимся одновременно пламегасителем, под карбюратором крепится поддон с выводной трубкой для сбора (слива) топлива.
6.4.21. На судах должна исключаться возможность выхода гребного вала из дейдвудного сальника в случае поломки, предусматриваться наличие водонепроницаемой переборки или флоры водонепроницаемого исполнения, отгораживающих помещение (отсек) двигательной установки от других помещений (отсеков).
6.4.22. Внешняя шумовая характеристика моторного судна на расстоянии 25 м от плоскости борта судна не должна превышать:
- 75 дБА для нескоростных судов;
- 78 дБА для скоростных (свыше 40 км/час) судов.
6.4.23. Основанием для оценки технического состояния механической установки маломерного судна как «годное» является:
- выполнение вышеуказанных требований;
- исправное состояние главного двигателя (подвесного лодочного мотора) с редуктором и муфтами, вспомогательных машин и механизмов, валопровода и движителей, систем управления, контроля и сигнализации;
- соответствие нормативным требованиям по шумности и содержанию СО в выхлопных газах.
6.4.24. Основанием для оценки технического состояния механической установки как «запрещенное к эксплуатации» является невыполнение хотя бы одного из вышеперечисленных требований.
6.4.25. Оценка «ограниченно годное»- по требованиям данного раздела не устанавливается.
6.5. Общесудовые системы и трубопроводы.
6.5.1. На всех палубных судах должна предусматриваться осушительная система.
6.5.2. На палубных судах 1 класса осушительная система должна включать в себя не менее одного насоса с механическим приводом и одного насоса с ручным приводом.
6.5.3. Осушительные системы палубных судов 2 класса должны включать не менее 2 насосов с ручным приводом, один из которых может быть переносным.
6.5.4. Система осушения палубных судов 3-5 класса должна иметь не менее одного насоса с ручным приводом, причем на судах 4 и 5 классов насос может быть переносным.
6.5.5. В качестве насосов для обеспечения работы системы осушения могут применяться насосы любой другой системы, имеющейся на судне (балластной, санитарной и т.п.).
6.5.6. На судах 1-2 классов один из насосов должен приводиться в действие с верхней палубы, второй- из внутренних помещений.
6.5.7. Каждый из насосов должен иметь производительность не менее:
- 8 м.куб./час.- для судов валовой вместимостью более 35 рег.тонн;
- 6 м.куб./час.- для судов валовой вместимостью от 17 до 35 рег.тонн;
- 4 м.куб./час.- для судов валовой вместимостью от 10 до 17 рег.тонн;
- 3,5 м.куб./час.- для судов валовой вместимостью менее 10 рег.тонн.
6.5.8. Несамоходные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, могут не иметь насосов, но в этом случае осушительная система должна предусматривать возможность использования средств осушения буксирующего (толкающего) или спасательного судна.
6.5.9. Внутренний диаметр трубопроводов осушительной системы судов длиной более 10 м должен быть не менее 40 мм, а для судов длиной 10 м и менее может быть уменьшен до 20 мм.
6.5.10. Всасывающие патрубки системы осушения должны располагаться таким образом, чтобы обеспечивалась их работоспособность при крене судна до 10 градусов, а приемные и отливные отверстия в наружной обшивке должны исключать возможность случайного попадания воды внутрь корпуса.
6.5.11. Приводы управления арматурой должны располагаться в легко доступных местах и снабжаться устройством, показывающим состояние клапана (откр.-закр.), а дистанционно управляемая арматура должна иметь дублирующее ручное управление.
6.5.12. На судах, имеющих санитарно-бытовые помещения, должна предусматриваться фановая система для сбора и удаления с судна сточных и фекальных вод, включающая в себя санитарное оборудование, необходимые трубопроводы (с гидравлическим затвором) и цистерну или съемные контейнеры для сбора сточных и фекальных вод.
6.5.13. Система водоснабжения (при ее наличии) должна обеспечивать потребности экипажа и пассажиров питьевой и мытьевой водой, при этом питьевая вода должна храниться во вкладных цистернах, не соприкасающихся с забортной водой и цистернами для топлива, масла, фекальных и сточных вод, дно цистерны должно иметь уклон и спускную пробку (кран) для полного удаления воды, а расположение трубопроводов должно исключать ее загрязнение.
6.5.14. Объем цистерн питьевой и мытьевой воды определяется исходя из норм суточного расхода воды на одного человека, находящегося на борту и установленной автономности плавания судна. Расход, в общем случае, принимается равным: 5 литров- питьевой и 15 литров мытьевой воды в сутки на человека.
6.5.15. Противопожарная система (при ее наличии) должна быть выполнена таким образом, чтобы во всех случаях эксплуатации была обеспечена ее надежность и готовность к немедленному использованию.
6.5.16. Основанием для оценки технического состояния общесудовых систем как «годное» является:
- выполнение вышеуказанных требований;
- исправная работа насосов;
- отсутствие в трубопроводах и запорной арматуре засорения, трещин, разрывов, свищей.
6.5.17. Основанием для оценки технического состояния общесудовых систем как «запрещенное к эксплуатации» является несоответствие хотя бы одному из вышеперечисленных требований.
6.5.18. Оценка «ограниченно годное» по данному разделу не применяется.
6.6. Электрическое оборудование.
6.6.1. Электрооборудование должно обеспечивать работу всех потребителей в основном и аварийном режимах эксплуатации.
6.6.2. Электрооборудование на судне должно устанавливаться в достаточном удалении от источников тепла и крепиться таким образом, чтобы был обеспечен удобный доступ для обслуживания, ремонта (замены) и не нарушалась прочность и водонепроницаемость корпуса, палубы и переборок.
6.6.3. Неизолированные токоведущие части электрооборудования должны иметь ограждение, а все металлические части электрооборудования, не находящиеся под напряжением, но с которыми возможно соприкосновение людей, экранирующие оболочки и металлические оплетки кабелей должны заземляться, кроме:
электрооборудования, имеющего двойную изоляцию или питаемого током безопасного напряжения;
цоколей патронов и крепежных элементов люминисцентных ламп, абажуров и отражателей, кожухов патронов или светильников, изготовленных из изоляционного материала или ввинченных в изоляционный материал;
крепежных элементов кабелей;
мелких отдельных потребителей, питаемых от разделительных трансформаторов.
6.6.4. Стационарное электрооборудование на судне заземляется с помощью специальных наружных заземляющих проводов или жилы заземления в питающем кабеле. Цепи заземления не должны иметь отключающих устройств.
6.6.5. Присоединение заземляющих проводов к металлическому корпусу судна или к заземляющей шине производится с помощью винтов и болтов диаметром не менее 6 мм. Контактные поверхности на местах прилегания проводника заземления зачищаются до блеска и надежно защищаются от коррозии.
6.6.6. Заземление переносного электрооборудования выполняется с помощью специальной жилы в гибком питающем кабеле посредством контактного соединения в штепсельном разъеме.
6.6.7. Заземление электрооборудования на трубопроводы, цистерны, баллоны и баки для сжатых газов и нефтепродуктов запрещается.
6.6.8. Сопротивление изоляции электрооборудования (Rиз) не должно быть ниже следующих значений:
Измерение сопротивления изоляции производится в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей; электроизмерительные приборы должны быть проверены и иметь свидетельствующие об этом клейма.
6.6.9. Аккумуляторная батарея на маломерных судах, как правило, должна размещаться вне жилых, служебных, а также моторных помещений (отсеков). В виде исключения разрешено размещение АБ внутри моторного помещения (отсека) только в закрытом ящике, на стороне, противоположной карбюратору.
6.6.10. Запрещается размещение АБ под топливными цистернами (баками). Кислотные и щелочные АБ не должны располагаться в одном помещении (отсеке, ящике).
6.6.11. АБ на судне должны устанавливаться и надежно закрепляться таким образом, чтобы было обеспечено их свободное обслуживание, при этом должен исключаться их обрыв или перемещение при плавании в штормовых условиях.
6.6.12. Емкость АБ должна обеспечивать работу систем, обеспечивающих движение и безопасность судна в ходовом и аварийном режимах не менее 3-х часов.
6.6.14. Распределительные щиты основного освещения должны получать питание по отдельным фидерам, питание на щит сигнально-отличительных огней допускается подавать от пульта управления по одному фидеру, от него по отдельным фидерам должны получать питание следующие фонари: топовые, бортовые, кормовой в ДП и сигнально-проблесковые.
6.6.15. Если предусматривается питание судовой сети от внешнего источника электроэнергии, то на судне должен быть установлен щит питания от внешнего источника, на котором предусматривается: наличие соответствующих клемм для подключения гибкого кабеля и заземления нейтрального провода от внешнего источника, вольтметр или иная сигнализация наличия напряжения на клеммах и табличка, указывающая напряжение, род и частоту тока, а также систему распределения судовой сети.
6.6.16. Щит питания от внешнего источника соединяется с главным распредщитом (ГРЩ) стационарно проложенными кабелями, он должен иметь устройство для механического закрепления конца гибкого кабеля, подводимого к щиту, а также подвесы для кабеля.
6.6.17. На маломерных судах, имеющих только сигнально-отличительные фонари, осветительную сеть и неответственные потребители малой мощности, допускается использование одной и той же АБ как для освещения, так и для стартерного пуска главного двигателя.
6.6.18. На судах допускается применение электронагревательных приборов только стационарного типа, которые должны крепиться с расчетом исключения возможности перемещения при плавании в штормовых условиях и возгорания от перегрева расположенных вблизи горючих материалов в повседневных условиях.
6.6.19. Кабели, сигнально-отличительные фонари, светильники, штепсельные разъемы и выключатели, расположенные на палубе (внутри корпуса на беспалубных судах) должны иметь водозащищенное исполнение.
6.6.20. На судах должны применяться негорючие и не распространяющие горение кабели с медными жилами, соответствующие нагрузке. В местах прокладки, где возможны механические повреждения или воздействие нефтепродуктов (электролита), применяются кабели с соответствующей защитой.
6.6.21. Расстояние между точками крепления кабелей диаметром до 8 мм при горизонтальной прокладке должно быть 200-250-300 мм, в зависимости от изоляции (без брони, с броней, с минеральной изоляцией - соответственно).
6.6.22. При вертикальной прокладке эти расстояния могут увеличиваться на 25 %. Кабельные проходы не должны нарушать водонепроницаемость переборок, а через палубу кабели прокладываются в металлических трубах, выступающих над палубой на высоту комингса дверей данного помещения.
6.6.23. Основанием для оценки технического состояния электрооборудования маломерного судна как «годное» является:
- выполнение вышеуказанных требований;
- исправное состояние электрооборудования;
- отсутствие замыканий токоведущих частей между собой и на корпус, перегрева элементов электрооборудования, а также надежность крепления кабельных трасс, распределительных и коммутационных устройств.
6.6.24. Основанием для оценки технического состояния электрооборудования как «запрещенное к эксплуатации» является невыполнение хотя бы одного из вышеперечисленных требований.
6.6.25. Оценка «ограниченно годное» по требованиям данного раздела не устанавливается.
6.7. Противопожарная защита.
6.7.1. Требования по противопожарной защите обязательны для всех судов, имеющих соответствующее оборудование, независимо от устанавливаемых им района и условий плавания.
6.7.2. Конструкция и компоновка двигателя должны исключать слив топлива за борт, а также попадание топлива в помещения (отсеки), предназначенные для размещения людей и багажа. Рядом с двигателем не должны размещаться горючие материалы и жидкости.
6.7.3. На палубных судах стационарный двигатель должен располагаться в отдельном помещении (моторном отсеке), отделенном от других помещений непроницаемыми переборками. Переборки моторного отсека должны быть выполнены из огнезащитных или негорючих (самозатухающих) материалов. На деревянных и композитных судах подволок, борта и переборки моторного отсека должны быть пропитаны огнезащитным составом или обшиты кровельной сталью по слою асбеста толщиной не менее 5 мм. При наличии тепловой и противошумной изоляции она должна быть изготовлена из негорючих материалов и иметь защиту от проникновения топлива, масла и их паров. Моторный отсек должен иметь хорошую естественную или принудительную вентиляцию.
6.7.4. На беспалубных судах двигатель должен быть покрыт съемным кожухом из негорючего материала. На кожухе должны быть установлены вентиляционные трубы диаметром не менее 80 мм, из которых одна (приточная) не должна доходить до днища корпуса судна на 70 мм, а другая (вытяжная)- заканчиваться у крышки кожуха.
6.7.5. Топливо на судах со стационарным двигателем должно храниться в металлических цистернах или топливных баках, которые на палубных судах устанавливаются в специальных выгородках, изолированных от моторного отсека. Цистерны и баки топлива должны иметь выведенные наружу воздушные трубы, снабженные пламяпрерывающей арматурой. Выгородки должны быть оборудованы естественной приточно-вытяжной вентиляцией, на вытяжных отверстиях которой установлена пламяпрерывающая арматура. Для наполнения топливных цистерн на палубу должны быть выведены патрубки, предотвращающие попадание топлива внутрь корпуса. Пробки патрубков должны быть выполнены из металла, исключающего искрообразование.
6.7.6. На беспалубных судах без отдельного моторного отсека главные двигатели должны быть размещены на расстоянии не менее 800 мм от двигателя и газовыпускных трубопроводов. В этом случае топливные цистерны должны быть выгорожены съемными щитами. Вентиляция пространства в районе топливных цистерн должна быть такой же, как и цистерн, расположенных в отдельных отсеках.
6.7.7. На судах, не имеющих топливной цистерны, запас топлива можно хранить в плотно закрывающихся металлических канистрах. Объем каждой канистры не должен превышать 20 литров. Применение канистр из синтетических материалов для хранения бензина не допускается. Канистры должны размещаться в специальных стальных шкафах или ящиках, имеющих плотно закрывающиеся дверки или крышки с замками и вентиляционные патрубки, снабженные пламяпрерывающей арматурой. Дверки или крышки в месте соприкосновения с корпусом шкафа или ящика должны быть облицованы материалами, исключающими искрообразование. При установке шкафов или ящиков на палубе из горючих материалов должна быть предусмотрена ее изоляция по габаритам шкафа или ящика сталью по слою асбеста толщиной 5 мм. Вместо изоляции палубы допускается установка шкафов или ящиков на ножках высотой над палубой не менее 50 мм. Канистры должны быть надежно закреплены в гнездах, облицованных негорючим материалом, исключающим искрообразование. Указанным порядком должны храниться на судне и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
6.7.8. Все узлы топливной системы бензинового двигателя необходимо размещать на противоположной выпускному коллектору стороне. Всасывающая труба карбюратора должна быть выведена за пределы съемного кожуха и возвышаться над ним не менее чем на 500 мм. На конце всасывающей трубы должна быть установлена пламяпрерывающая арматура.
6.7.9. На судне не должно быть потеков топлива и масла. Все трубопроводы и аппаратура топлива и масла должны быть герметичны.
6.7.10. Судно должно быть оборудовано цистерной или герметичной емкостью для слива и сохранения остатков топлива и масла для последующей сдачи их в специальные емкости на берегу.
6.7.11. Облицовка и зашивка наружных поверхностей в жилых и хозяйственных помещениях, выполненные из горючих материалов, должны быть не более 2 мм.
6.7.12. Лаки, краски и иные отделочные материалы, примененные на судне, не должны быть на нитроцеллюлозной или другой легковоспламеняющейся основе.
6.7.13. Все внутренние и внешние трапы должны быть изготовлены из негорючих материалов.
6.7.14. Переборки и палуба камбуза должны быть выполнены из стали или другого равноценного металла и иметь соответствующую изоляцию. Если камбузная плита, работающая на жидком или твердом топливе, установлена на деревянной палубе или настиле, то конструкции возле плиты должны быть покрыты изоляцией из негорючего материала и обшиты стальными листами, которые должны выходить за габаритные размеры плиты не менее чем на 250 мм. Расстояние от камбузной плиты до конструкции из горючего материала, защищенного негорючей изоляцией, должно быть не меньше 150 мм при толщине изоляции не меньше 25 мм. Дымовые трубы камбузных плит и прилегающие к ним конструкции должны быть покрыты тепловой изоляцией такой толщины, чтобы наружная поверхность изоляции не нагревалась до температуры выше 60° С.
6.7.15. Электрические отопительные приборы должны находиться на расстоянии не менее 50 мм от бортов и переборок. При отсутствии тепловой защиты нагревательные элементы должны отстоять от горючей зашивки не менее чем на 150 мм.
6.7.16. На судах, имеющих двигатели внутреннего сгорания или бытовые приборы, работающие на углеводородном сжиженном газе, должны выполняться следующие требования:
1) Газобалонное оборудование должно быть промышленного изготовления.
2) Монтаж стационарного газобалонного оборудования должен быть выполнен специалистами, имеющими соответствующее разрешение (лицензию).
3) Газовые баллоны должны иметь клеймо об исправном техническом состоянии с указанием завода-изготовителя (имени владельца), давления, на которое они были испытаны, рода наполняемого газа и даты последнего гидравлического испытания, которое не должно быть просроченным.
4) Газовые баллоны должны быть надежно закреплены и храниться на открытой палубе или в отдельной выгородке, имеющей эффективную естественную вентиляцию. Газовый прибор и баллон вместимостью до 20 л могут размещаться в одном помещении, их допускается соединять с помощью резинотканного рукава.
5) Помещения, где установлено газовое оборудование, должны быть оборудованы эффективной вентиляцией. В палубах и переборках этих помещений не должно быть отверстий в нижележащие помещения. В случае утечки газ из этих помещений должен легко удаляться в атмосферу.
6) В нижней части помещений, где размещается газовое оборудование, должны быть установлены датчики наличия газа в воздухе.
7) Материалы вблизи газовых плит или нагревателей должны быть негорючими.
8) Расстояние от газовых приборов до переборок должно быть не менее 75 мм.
9) Водонагреватели должны быть оборудованы дымоходами для отвода продуктов сгорания за пределы помещения. Установка газовых плит без автоматических устройств прекращения подвода газа допускается только в том случае, если предполагается их обслуживание в присутствии персонала.
10) Судно с двигателем, работающим на газовом топливе, должно быть снабжено углекислотным огнетушителем.
6.7.17. Занавески и другие текстильные материалы не должны находиться ближе 600 мм от любых плит, нагревателей и других приборов с открытым пламенем.
6.7.18. Емкости для отходов на судне должны быть изготовлены из негорючих материалов и не иметь отверстий в стенках и днище.
6.7.19. В качестве средств пожаротушения на маломерных судах могут применяться стационарные системы пожаротушения, пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, асбестовые или войлочные покрывала для тушения пламени, пожарные ведра и др. Ручные переносные огнетушители должны быть стандартного типа. При этом допускается применять порошковые и углекислотные огнетушители с зарядом массой не менее 1,4 кг, пенные- вместимостью не менее 3,5 куб.дм.
6.7.20. На катере, парусно-моторном и парусном судне должно быть не менее одного пенного или порошкового огнетушителя, а при наличии машинного отделения (моторного отсека) в нем должна быть предусмотрена стационарная система пожаротушения, или отдельный огнетушитель достаточной мощности.
6.7.21. На судне со стационарным двигателем длиной более 7 м на видном месте должна находиться инструкция по действиям экипажа (судоводителя) и пассажиров при пожаре или создавшейся обстановке, чреватой пожаром (прорыве топливного трубопровода, утечки горючего газа и т.п.).
6.7.22. Основанием для оценки состояния противопожарной защиты как «годное» является соответствие ее вышеперечисленным требованиям.
6.7.23. Основанием для оценки состояния противопожарной защиты как «запрещенное к эксплуатации» является невыполнение хотя бы одного из вышеперечисленных, относящихся к судну, требований.
6.7.24. Оценка «ограниченно годное» по данному разделу не устанавливается.

6.8. Парусное вооружение.
6.8.1. Парусное вооружение не должно иметь повреждений, его конструкция должна обеспечивать безопасность плавания в бассейнах соответствующего разряда.
6.8.2. Суммарная площадь парусов должна соответствовать соотношению
М30 / Sп = (0,64 – 1,00), где:
М30- момент, кренящий судно на 30°, (порядок определения- см. ранее), тм.;
Sп- суммарная площадь парусов, кв.м.- определяется путем обмера.
Для открытых гребных лодок, имеющих парусное вооружение, при высоте надводного борта в грузу не менее 0,3 м, площадь парусов должна определяться по формуле:
Sп = 1,3 х L x B кв.м., где:
L и В- соответственно, длина и ширина лодки по WL.
При отношении L/В > 3,5 площадь парусов не должна превышать:
Sп = L х В, кв.м.
6.8.3. Прогулочные морские парусные и парусно-моторные суда 1 класса должны иметь комплект штормовых парусов, при этом рангоут и такелаж должен обеспечивать возможность их постановки.
6.8.4. Паруса судов 1-3 класса должны предусматривать возможность уменьшения площади паруса (взятия рифов).
6.8.5. Мачты судов 1-4 классов должны раскрепляться стоячим такелажем. Мачты, не раскрепленные стоячим такелажем допускается применять на судах 5 класса с площадью парусов до 5 кв.метров.
6.8.6. Угол, образуемый вантами и мачтой в плоскости мидель-шпангоута должен быть не менее 13°. Для его увеличения на мачту могут устанавливаться краспицы.
6.8.7. Угол, образуемый вантами и мачтой в диаметральной плоскости при отсутствии ахтерштага (штаг-карнака) должен быть не менее 7°. При установке штаг-пирса допускается его уменьшение до 4°.
6.8.8. Указанные требования являются обязательными и при невыполнении любого из них состояние судна по парусному вооружению оценивается как "запрещенное к эксплуатации".
6.8.9. Оценка "ограниченно годное" по данному разделу не предусматривается.
 
 
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
 
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
iСекретный код:Для обновления секретного кода нажмите на картинку
Повторить:
 

Присоединяйся ВКонтакте