Навесной транец
Навесные транцы могут применяться для маломерных судов любой формы, но, как правило, их используют на надувных лодках ПВХ с подвесными моторами мощностью до 10 л.с. Чаще всего они устанавливаются на кронштейне, который монтируется к формованным деталям - двум сверху, предназначенным для крепления, и двум снизу для упора в борт. На лодках с надувной кормовой частью (О-образной формы) обычно применяют специальным образом изогнутые кронштейны, форма которых повторяет кривизну борта и увеличивает опорную площадь. В некоторых случаях кронштейны могут быть выполнены в виде трубчатых рам, обеспечивающих точную установку подвесного лодочного мотора.
Транец может также закрепляться путем пристегивания (пришнуровывания) его к борту лодки ремнями, шнуром или другими приспособлениями.
Кроме того, встречаются конструкции кронштейнов транцев в виде упругой кольцевой пластины цилиндрической формы, в которую помещается кормовой отсек в ненакачанном состоянии. При надувании отсека пластина, на которой установлена транцевая доска, растягивается и крепко сцепляется с поверхностью отсека.
В некоторых конструкциях надувных лодок попадаются транцы, которые вставляются в карманы из резины или прорезиненной ткани - полностью или частично.
Навесные транцы для лодок U-образной формы иногда располагаются враспор между бортами, при этом вырезы для них по высоте повторяют кривизну борта лодки пвх с двух сторон. Крепятся такие конструкции при помощи формованных деталей, в пазы которых вставляются их концы.
Существует вариант навесного транца, прикрепляемого к бортам несколькими штырями, смонтированными на накладке, приклеенной к борту. На некоторых моделях транец присоединяют к настилу с помощью шарниров и фиксируют распорками.
Стационарный транец
Стационарные транцы, как правило, встречаются на мотолодках и надувных лодках с подвесными моторами мощностью более 10 л.с. - они герметично закрывают внутреннюю часть судна с кормы. Обычно мотолодки со стационарными транцами обладают жестким настилом и килеватой формой днища. Пластину для фиксации мотора вставляют в пазы формованных деталей и приклеивают к ним, а затем всю эту конструкцию, в свою очередь, приклеивают к бортам лодки. Иногда в пазах используются фиксирующие накладные детали для усиления мест крепления.
Конструкция стационарного транца должна позволять:
• легко снимать лодочный мотор в случае аварии;
• устанавливать двигатели с учетом тех интервалов мощностей, которые предусмотрены техническими параметрами лодки;
• управлять лодочным мотором в ручную с помощью румпеля;
• закреплять страховочный трос для подвесного двигателя;
• прокладывать такие системы дистанционного управления мотором, как поворот, газ, реверс;
• обеспечивать слив воды из кокпита через специальное устройство.
На надувных лодках ПВХ транцы обычно вклеиваются на расстоянии 4/5 длины корпуса от носовой части и под углом 7-8 градусов, что повышает безопасность и остойчивость мотолодок, а также улучшает условия их выхода на глиссирование, увеличивает скорость, позволяет более полно использовать тягловую силу мотора. В некоторых случаях для регулирования высоты используютя специальные подвижные накладки, перемещающиеся по высоте и фиксируемые в определенном положении. Для большегрузных надувных лодок с жестким днищем с целью удобства их укладки транец зачастую изготавливается из двух шарнирно соединенных частей, которые располагаются таким образом, чтобы шарнирное соединение находилось выше уровня воды.
Существуют также конструкции комбинированных транцев, которые состоят из гибких эластичных и жестких каркасных элементов.