В то же время о выполнении этой процедуры на моторном судне не сказано ни слова. Да, яхтсменам приходится сложнее, но не стоит считать, что на катере или мотолодке проделать это можно «на раз». Здесь тоже есть свои тонкости, причем наибольшую сложность нередко представляет собой заключительный этап спасательной операции.
Для начала, возьмем причину, по которой кто-то из экипажа или пассажиров может вдруг оказаться за бортом. Да, свалиться в воду можно и просто запнувшись за швартовную утку, подскользнувшись на узкой потопчине или излишне увлекшись рыбалкой, но все же, как показывает опыт, львиная доля подобных случаев
на моторных лодках происходит на хорошей скорости.
И главное отличие от «парусных» происшествий такого рода в том, что на скоростях более 60 км/ч вода превращается в нечто вроде асфальта – в результате бедолага рискует получить достаточно серьезные травмы и основательно «хлебнуть огурца». В общем, надо быть готовым к тому, что пострадавший может оказаться в бессознательном или полубессознательном состоянии.
Начнем с того, что многие происшествия гораздо проще предотвратить, чем потом бороться с их последствиями. Прекрасно понимаем, что пожелание полностью отказаться от исполнения экстремальных маневров в наших устах будет отдавать чистой воды ханжеством, но все-таки меру знать надо.
Ни для кого не секрет, что многочисленную мужскую фракцию водномоторников к таким действиям частенько подстегивают представительницы прекрасного пола, оказавшиеся на борту. Поверьте – для того чтобы услышать дамский визг, обычно вполне хватает парочки вполне невинных и абсолютно безопасных разворотов.
Если ближе к делу, то советуем держать в голове несколько несложных правил, продиктованных многолетним опытом. Прежде всего, категорически не рекомендуем экстремальное маневрирование с пассажирами на борту. Не боитесь «убраться» – флаг вам в руки, но не тащите за собой друзей, подруг и близких, подвергая их ненужному риску. Быстроходный катер и без того является источником повышенной опасности, а уж при движении на пределе его возможностей – тем более.
Даже собираясь просто прибавить газ, обязательно оглянитесь и убедитесь в том, что никто из пассажиров не стоит на ногах, и что все как следует держатся за поручни. Сброса газа это тоже касается – нам приходилось видеть разбитые в кровь лбы и после такого, казалось бы, совершенно безобидного действия. А коли вы решили продемонстрировать свое «пилотажное» мастерство, ни в коем случае не берите с собой маленьких детей! Даже если они сидят, крепко вцепившись в поручни, детских силенок может и не хватить, чтобы удержаться на сиденье – из-за боковых перегрузок в крутом повороте вес малыша становится как у толстого дяди, а последствия вылета за борт ребенка обычно куда фатальнее, чем в случае с взрослым.
Определенную опасность представляет собой и такой весьма эффектный, но почти бесполезный с практической точки зрения трюк, как «кобра» (она же «свечка») – когда при резком старте с места при максимально откинутом подвесном моторе или угловой колонке лодка сильно задирает нос, а нередко и становится практически вертикально. При этом пассажиры и всякие незакрепленные предметы вроде канистр могут посыпаться вниз, а находящийся в положении неустойчивого равновесия корпус рискует завалиться набок – например, при боковом ветре. Здесь правило то же самое – если хотите потешить народ, проделывайте нечто подобное в одиночку.
Но, предположим, избежать «купания» все же не удалось. Здесь, как опять-таки свидетельствует опыт, благополучность исхода во многом зависит от такого навязшего в зубах предмета обязательного снабжения, как спасательный жилет. Многие не надевают его принципиально, хотя мы горячо рекомендуем иметь его на себе даже при обычном перемещении из точки А в точку Б (для детей это даже не рекомендация, а категорическое требование). А уж в случае «фигурной езды» спасжилет просто обязателен, хочется вам этого или нет.
Учитывая упомянутую уже вероятность потери сознания при столкновении с водой, желательно иметь не простенькую «поддержку», а нормальный жилет с «воротником», автоматически удерживающим голову пострадавшего над водой – не зря только такие спасательные средства предписаны правилами водно-моторных гонок. Кроме того, не забывайте про паховые лямки, имеющиеся на большинстве спасательных жилетов. Обычно их мало кто застегивает, но попробуйте для эксперимента в теплую погоду просто прыгнуть в воду – жилет-то всплывет, а вот вы «провалитесь» внутрь и будете беспомощно барахтаться, не видя белого света.
В завершение напомним и о такой очень важной вещи, как аварийный выключатель зажигания. Сколько бы об этом ни говорилось, мы с занудным постоянством видим карабин стропки безопасности просто прицепленным к колечку с ключами. Вне зависимости от того, являетесь вы сторонником «безбашенной» езды или нет, стропка должна быть надета петлей на руку или ногу водителя или же надежно прикреплена карабином к спасательному жилету. Помните о том, что при неожиданном покидании водителем своего рабочего места газ автоматически не сбрасывается, а реактивный момент гребного винта правого вращения разворачивает лодку влево... Нарезая суживающиеся круги, она может запросто «найти» своего беспомощного хозяина – со всеми вытекающими последствиями, или же натворить других крайне неприятных дел. Бывали случаи, когда жертвами оставшихся безводителя быстроходных лодок становились даже загорающие на берегу.
Представим себе, что кто-то из вашего экипажа вдруг оказался за бортом или же, как нередко бывает, вы стали свидетелем подобного происшествия, случившегося поблизости. Каковы ваши действия? Казалось бы, проще некуда – надо подойти к пострадавшему и поднять его на борт...
Для начала, быстро определяем последовательность действий. Первым делом необходимо обеспечить чем-то плавучим оказавшегося за бортом – если он без спасательного жилета, как это нередко бывает. Лучше всего иметь на борту мягкую «подкову», но на худой конец можно бросить ему и просто валяющийся
в лодке спасжилет. Если вы до сих пор пользуетесь «классическом» жестким спасательным кругом, лучше не бросайте его прямо в пострадавшего – если этот архаичный девайс угодит ему между глаз, дальнейшая помощь уже может и не понадобиться.
Если за бортом оказался водитель, по беспечности забывший про аварийный выключатель и оставивший лодку на ходу, наибольшую опасность и для него, и для о кружающих представляет собой именно она. Несущуюся по собственной воле лодку надо перехватить и остановить, пока она не наломала дров.
Как уже отмечалось, оставшаяся без водителя моторка обычно закладывает левый вираж. В этом случае удобнее попробовать пристроиться к ее «наружному» правому борту своим левым (в случае промашки можно быстро отойти в сторону для выполнения второй попытки), а ваш помощник на левом пассажирском месте (напомним, что в большинстве случаев пост управления расположен справа) просто дотянется до рукоятки газа-реверса и одним махом переведет ее на «нейтраль» – к счастью, это положение автоматически стопорится. Не пытайтесь сразу достать до ключа зажигания или до болтающейся на ключах стропки – сначала воспользуйтесь более доступной рукояткой, а потом уже можете заглушить мотор.
При невозможности остановить оставшееся без водителя судно его можно «заправить» на безопасный курс – например, нацелить на безлюдный пляж или на мелководье, действуя, как буксир-толкач. Времени вывесить кранцы в подобных ситуациях обычно нет, но, в конце концов, что важнее – человеческие жизни или царапины на вашем гелькоуте? Впрочем, если у вас РИБ, можете «бодаться» сколько влезет, он на это рассчитан.
После удачного «контакта», перекладывая штурвал на значительные углы и точно дозируя газ, чтобы корпуса не разошлись, задаем необходимую траекторию – с учетом того, что после «расстыковки» вторая лодка продолжит отворачивать.
Обезвредив неуправляемую «торпеду», тут же мчитесь к оказавшемуся в воде. Запомните, что подходить к терпящему бедствию следует практически полностью погасив скорость, в режиме плавания, что минимизирует вероятность ударить его корпусом или захлестнуть волной. При этом советуем подходить к пострадавшему тем бортом, на котором у вас расположен пост управления, чтобы хорошо видеть его и адекватно оценивать расстояние.
Здесь от водителя требуется еще большая точность, чем при швартовке, ведь защитить болтающегося в воде человека тем же кранцами абсолютно нереально. Очень полезная в таких случаях вещь – ставший притчей во языцех бросательный конец Александрова.
Эта петля с поплавками позволяет орудовать с безопасной дистанции – но только в том случае, если оказавшийся за бортом отделался легким испугом и ничего себе не повредил (в первую очередь голову). Кстати, имейте в виду, что на вес человека поплавки не рассчитаны, их задача – удержать на воде саму веревочную петлю.
Особую осторожность надо проявлять в волну, учитывая развал бортов – при слишком плотном подходе наклоненный наружу борт, гуляющий вверх-вниз, может крепко приложить пострадавшего по плечу или по голове.
Если позволяет окружающая обстановка, подходите строго против ветра и волны – это позволит избежать поправок на боковой снос и бортовую качку. Если вдруг подход не удался – например, вы не рассчитали скорость и проскочили мимо – ни в коем случае не пытайтесь исправить ошибку за счет движения задним ходом. Во-первых, обзорность при этом ограничена и свой объект вы зачастую просто не видите, во-вторых, боковой увод на заднем ходу как никогда велик, отчего корма может покатиться вовсе не туда, куда вы задумали, а в третьих, даже на малых оборотах гребной винт представляет собой натуральную мясорубку.
Главная задача этого этапа, особенно если человек за бортом находится в бессознательном состоянии – ухватить его за одежду или спасательный жилет, удерживая голову над водой.
Далее и начинается основная проблема. К пострадавшему мы подошли, надежно его удерживаем, но как поднять его на борт? Увы, опыт показывает, что без активного участия самого «объекта» (который после происшествия далеко не всегда адекватен), эта задача бывает практически невыполнима.
Тогда единственный вариант – «провести» его в корму и попробовать вытащить там. Хорошим подспорьем оказываются площадки-кринолины или же «ступенчатая» архитектура подмоторного рецесса. В качестве подножки при спасательной операции можно использовать также антикавитационную плиту подвесного мотора или угловой колонки. Кстати, на больших моторах привод триммера достаточно мощный, чтобы немного приподнять человека из воды.
Если же ясно, что вытянуть пострадавшего на борт не получается, остается одно – потихоньку отбуксировать его на мелководье или к причалу. При этом, двигаясь на малом газу, крепко удерживайте его у борта так, чтобы он не попал под винт даже в том случае, если вы его вдруг упустите. Если оказавшийся за бортом серьезно пострадал, не откладывайте вызов «скорой» до возвращения на берег, набирайте экстренный номер как можно скорее, еще с воды – в ряде случаев счет может идти на минуты!