Бонус! Оптимальный способ навески мотора
Теперь разберёмся, какие материалы и оборудование потребуются, чтобы правильно навесить мотор. Прежде всего, понадобятся 5-7 штук деревянных или фанерных прокладок толщиной 4-5 мм, шириной, совпадающей с шириной транца и длиной на 50 мм превышающей ширину струбцины. Кроме того, необходим балласт, с помощью которого можно будет имитировать номинальную и максимальную загрузку лодки. Если навеска мотора выполняется не в одиночку, а в компании, роль балласта могут сыграть пассажиры. Ещё понадобится GPS навигатор, с помощью которого можно будет определить скорость лодки.
Итак, приступаем к
поиску угла навеки. Мотор устанавливается во втором положении, лодка разгоняется до максимальной скорости, записываются показания GPS навигатора (окно «скорость», не использовать окно «максимальная скорость»). Двигатель перестанавливается на третье отверстие и вся процедура повторяется. Показатели навигатора сравниваются, если после перестановки скорость увеличилась на 1-3 км/ч, а лодка на старте не норовит опрокинуться – на этом всё. Если скорость не увеличилась, мотор следует переставить обратно. Для большинства лодок оптимальным является именно второе положение.
Теперь следует
подобрать высоту навески. Для начала в лодку садится один человек и устанавливается прокладка на транец толщиной 5 мм, т.к. некоторые производители ставят транцы немного ниже общепринятого стандарта. Лодка разгоняется до максимальной скорости и выполняется несколько резких поворотов. Такой прогон повторяется несколько раз. Ни при прямолинейном движении, ни на поворотах, мотор не должен захватывать винтом воздух, что проявляется в самопроизвольном резком увеличении оборотов. При положительном результате толщина прокладки увеличивается на 5 мм, и процедура повторяется до появления захватов воздуха. После этого последнюю прокладку снимают и записывают общую высоту оставшихся прокладок.
На следующем этапе процедура повторяется при номинальной загрузке. Это связано с тем, что при изменении загрузки могут меняться дифферент и углы крена на поворотах, что отражается на оптимальной высоте навески. Испытания проводятся по вышеописанному способу, высота прокладки так же записывается.
И напоследок, подбирается высота прокладки для максимальной загрузки. Это, в принципе, не обязательно. Большой разницы в величине оптимальной высоты подвески при максимальной и номинальной загрузке нет, и существенного прироста скорости эта операция не даст. Но, те, для кого скорость – самое главное, могут ещё раз повторить всю процедуру.
По итогам испытаний появляются два или три значения высоты прокладок. Будет намного удобнее, если транец сразу нарастить на наименьшее значение, выпилив соответствующих размеров прокладку из дуба или водостойкой фанеры и жёстко закрепив её на транце при помощи клея и шурупов. Необходимо заметить, что в некоторых случаях высоты установленной на транце штатной прокладки под струбцины не хватает и струбцина упирается в её ребро. Этого ни в коем случае нельзя допускать, так как крепление будет ненадёжным и данная ситуация грозит потерей двигателя. В таких случаях накладку переносят вверх, заподлицо с наращенным транцем. После этого можно будет без проблем устанавливать дополнительные прокладки. Толщина дополнительных прокладок определяется как разница между замерами во втором и третьем испытаниях и толщиной стационарно установленной прокладки. Они выполняются цельными и соответствующим образом подписываются, что поможет, при необходимости, получить ещё некоторый прирост скорости.