ProfMarine 390 Air: два в одном
В этом году под конец сезона компания «Профмарин» неожиданно модернизировала всю свою линейку Air (лодок с надувным дном низкого давления). Причем изменению подвергся самый важный конструктив лодки – соединение транца и надувного дна. По сути, в отличие от аналогичных попыток, предложенный новый рабочий тип конструкции НДНД реализован максимально удачно. Но не будем торопиться с выводами, для начала предлагаю ознакомиться с материалами тест-обзора обновленного «Профмарин 390 Аэр».
Вес и упаковка
Лодки с НДНД легче своих пайольных собратьев, но это не значит, что они легкие, особенно, когда речь идет о судах длиной почти четыре метра. Переносить такую в одиночку можно, в чем я лично убедился, когда забирал «Профмарин 390 Аэр» с производства – пока прикидывал, за какую ручку лучше схватиться, работник компании рядовым движением поднял лодку на руки и быстро понес к машине. Приехав на озеро, я не стал повторять увиденного – лодка неплохо кантуется в одиночку, а лишний раз подымать ее нет необходимости и желания. Габариты упаковки немаленькие – если требуется перевозить в седане, то стоит подумать над организацией места заранее.
Сборка-разборка
Это самое приятное, что объединяет полностью надувные лодки. Кто по осени держал в руках листы фанеры, расправлял задубевшую от холода ткань пвх и подворачивал стрингера, будет приятно удивлен простоте сборки. Делов-то: раскатать на земле «шкуру» и подключить насос; со сборкой все так же волшебно – открыл клапана и скатал обратно, то есть, сравнивая опять же с пайолками – «это просто праздник какой-то».
А вот с быстротой сборки не все так сказочно, но решаемо. Накачать лодку штатным насосом быстро не получится – объемы отсеков таковы, что «работать ножкой» придется долго и монотонно. Есть два варианта решения. Первый - лодочный электронасос, но тут тоже не все гладко: денег он стоит много, а его ресурс на НДНД не востребован, то есть за такой насос вы просто переплатите. Второй вариант на порядок экономичней. Покупаете самый простой насос типа «улитка», нагнетаете им объем, под конец добиваете до нужного давления штатной помпой. Я для себя выбрал последний вариант - дешево, практично и надежно.
Собранная лодка
В сборе лодка легкая, при необходимости можно аккуратно переместить ее до воды и из воды в одиночку, вдвоем переносится за ручки без ощутимого веса в руках. Но я бы рекомендовал сразу установить транцевые колеса, так как это позволит манипулировать судном уже с установленным на него мотором, да и качество отдыха от такого тюнинга только улучшится.
Внешний вид
У ProfMarine Air 390 есть свой стиль - достаточно сдержанный, в отличие от доминирующих сейчас на рынке контрастных расцветок. Чувствуется следование классике, но со своей стилистикой – синие леера, синяя окантовка на торцах банок, черные вставки на носу и концевиках делают «Аэр» узнаваемой, также как и пайольные лодки «Профмарин» с характерным только для них широким вздернутым носом. Тем, кто предпочитает классические расцветки, Air придется по вкусу.
По качеству сборки, все на уровне – компания занимается производством лодок с 2004 года – сделано на совесть и аккуратно, без «детских болячек».
Конструктивные особенности
Это самое интересное. Тут потребуется небольшая вводная. Дело в том, что НДНД завоевал широкую популярность относительно недавно, а последний год на него наблюдается своеобразный бум. НДНД сейчас, как говорится, в тренде, по этой причине многие производители переключили свои мощности именно на эти надувные суда. Но поскольку разработок в данной области еще не так много, то в основном идет копирование имеющихся технических решений и конструкций. Это легко заметить, если обратить внимание на самый сложный элемент лодок с НДНД – место крепления транца, баллона и пола в кормовой части. Классическое решение здесь – установка транцевой доски поверх надувного пола.
Почему классическое – потому что серийно применяется у подавляющего числа производителей, с разницей лишь в своих «фишках»: интерцептор, нижние комингсы и прочие приспособления, чтобы создать нужный срыв потока воды, проходящего под днищем. Это недостаток надувных матрасов – приходится специально контролировать направление потока, чтобы он был в той же плоскости, что и дно лодки, и не допустить «обтекания», когда после прохождения под днищем вода стремится подняться наверх. Чтобы было понятно, о чем речь – попробуйте на хлеб намазать масло ложкой, а не ножом.
У пайольных лодок подобной проблемы не возникает, срыв обеспечивает транец, а не матрас, который из-за нехватки жесткости деформируется под нагрузкой, что, помимо трудностей удержания потока, также добавляет не меньшую проблему, связанную с изменения угла килеватости. Высота установки мотора на классических НДНД - величина непостоянная и может меняться в зависимости от нагрузки-скорости, а также изменения давления надувного дна, со всем вытекающими последствиями.
На «Профмарин Аэр» крепление транца выполнено другим способом – надувное дно упирается в транец, то есть взята схема, которая используется на пайольных надувных лодках. Основная задача здесь найти такую форму сопряжения надувного дна и транца, которая бы позволила совместить качества жесткого и надувного дна в одной лодке. Пробую проверить результат этого решения на воде.
Покатушки
Первый спуск на воду – преподносит первые сюрпризы.
Ставлю мотор в 15 сил, прогреваю и в одиночку даю умеренный газ - лодка реагирует совершенно нехарактерной коброй. Справляясь со свечкой, разгоняюсь и замечаю еще большую странность – лодка отказывается держать курс, требуя постоянной корректировки румпелем. Разворачиваюсь и иду к берегу. При беглом осмотре сразу же обнаруживается причина «сюрпризов» - днище не докачано! Но как же так?! Я же его качал до момента, когда стравливающий клапан начал сбрасывать лишнее?! Вот! В этом и оказалась проблема - клапан был не настроен и не позволял докачать днище до рабочего давления - как говориться доверяй, но проверяй.
После того, как разобрались с первым конфузом – снова на воду и, о, чудо – лодку как подменили, плавный выход в режим глиссирования, четкая курсовая устойчивость, приятный глазу килеваторный след. Впечатление, что буквально летишь над водой – лодка слегка касается «пяточкой» воды. После нескольких разгонов и разворотов отмечаю приятную легкость хода и маневренность. На средних скоростях (газ в 1/3- 1/2; оборота ручки) - простота в управлении, но на максимуме уже требуется сосредоточенность и опыт – на минимальное движение румпелем лодка отзывается мгновенно. Также надо учитывать, что при малой загрузке на скорости может наблюдаться поперечное раскачивание, если перемещаться внутри лодки, но это скорее типичная особенность НДНД, а не конкретной модели – сказывается высокий центр тяжести и малая площадь соприкосновения с водой на киле. При загрузке в середине или в носу такого явления уже не наблюдается.
В пору делать замеры по максимальным скоростным характеристикам, но тут новый конфуз – выкручиваю газ до конца и понимаю, что мотор работает как-то не так – и звук непривычен и мощности нет. К слову, двигатель не мой, взят специально для теста. Звоню владельцу – выясняется, что моторчик фактически новый и часиков 5 надо его дообкатать, чтобы он стал выдавать свою мощность. Здесь уж ничего не поделаешь, придется скоростные замеры на этот раз отложить.
Насладившись поездкой в одиночку, приглашаю на борт пассажира под 100 кг. На новые условия «Профмарин 390 Аэр» реагирует дружелюбно, появляется плавность маневров на скоростях, особенно понравилась мягкость прохождения волны - надувное дно ощутимо смягчает удары. Под конец решаем сделать вечерний променад по озеру и приглашаем в лодку третьего участника команды. Юнга весом 45 кг занимает почетное место в самом носу и удобно располагается на мягком и теплом надувном дне с книгой в руках (видео вверху). И снова легкость и ощущение полета над водой.
А в качестве выхода на бис был установлен «смешной» для этой лодки моторчик в 2,5 лс, (видео вверху) который к большому удивлению в легкую разогнал «Профмарин 390 Аэр» до 15 км/ч с одним человеком и до 10 км/ч с двумя. Правда, пришлось использовать для этих целей удлинитель румпеля, но для судна такой длины это нормально.
Впечатления и выводы
Перспективное решение установки надувного дна в упор к транцу, когда транцевая доска является завершением дна лодки, реализовано на «Профмарин 390 Аэр» вполне удачно. Я бы ненавязчиво порекомендовал производителю отказаться от «карандашей» и перейти на скошенные були, но даже с классическими концевиками баллонов лодка идет весьма и весьма неплохо. ProfMarine 390 Air имеет все преимущества НДНД, но в тоже время превосходит своих конкурентов по жесткости, благодаря полноценному, а не укороченному транцу.
При этом лодка универсальна – диапазон устанавливаемых моторов от 2,5 до 30 л.с. делает ее действенной для решения самых разных задач, от выезда на 1 день в одиночку, до многодневного похода для 2-3 человек. Места использования так же разнообразны: от небольших рек и озер до непредсказуемой Ладожской воды.
Автор: Алексей Лазарев Важно: Публикация материала допустима только при наличии прямой индексируемой ссылки на источник
Разместил: Все лодки Петербурга Дата: 27.10.2015 Прочитано: 13637 | |
|