Интернет пространство наполнено всевозможной информацией о надувных лодках ПВХ. К сожалению, наряду с достоверной, в отдельных случаях, все же проскакивает и откровенная «деза». Попытаемся внести посильную ясность в ряд вопросов, касающихся критериев оценки, выбора и эксплуатации надувных лодок.
Начнем с материала ПВХ, потому что именно по нему возникает большинство дискуссий и разночтений у многочисленных потребителей продукции и участников Интернет – баталий.
В соответствии с ГОСТом 21292 – 89 надувные лодки должны быть герметичными, а материал, из которого они изготовлены должен обладать необходимыми воздуходержащими свойствами. Именно в воздуходержащих свойствах ткани ПВХ заложена основа понимания сути вопроса.
Кто производит ПВХ ткань для создании надувных лодок?
В соответствии с международной системой стандартизации и качества, материал для производства надувных лодок должен быть сертифицирован по ISO 9001:2000. По этому стандарту в мире работает много производителей ткани ПВХ, но в России наиболее востребованными оказались (по причине наилучшего соотношению цена/качество) несколько брендов с которыми сейчас работают практически все отечественные заводы по производству лодок ПВХ. Приведем лишь некоторые западные имена:
SCANTARP – выпускается в Финляндии. Большинство отечественных производителей лодок использует материалы под торговыми марками – Vinyplan , Scanplan.
HеуTex – ПВХ ткань с таким названием поступает к нам из Германии.
MEHLER – также из Германии (у фирмы есть филиал и в Чехии), торговые марки материала – Valmex, Plastel.
MIRASOL и другие аналогичные по свойствам армированные композитные материалы: UNISOL, LG, WONPOONG - производит Корея.
Все эти материалы широко востребованы из-за высокого качества и достаточно близки по основным техническим свойствам, таким как прочность на разрыв и на растяжение, диапазон рабочих температур, адгезия, защита от ультрафиолетовых лучей и т.д. В качестве основы ткани ПВХ (корда) в них применяются синтетические материалы: полиэстер или его аналоги.
О многослойности ткани ПВХ
В малом судостроении могут применяться ткани с различным числом слоев. Их может быть от двух и до семи – выбор, который представлен наиболее известными и широко распространенными производителями. Причем это ткани, как для производства баллонов лодок, так и для производства аэрдеков. На надувные ПВХ лодки может идти ткань только со строго определенными свойствами: на разрыв, на растяжение, на воздуходержание, на стойкость к морской воде и тд. Эти свойства прописаны в европейских стандартах. Западный производитель тканей ПВХ находится в жестких рамках Закона, а точнее, в рамках Европейского Стандарта тканей, который строго прописывает предназначение конкретной ткани при производстве определенного вида надувных судов. Как следствие, наши производители используют только специальные ткани предназначенные для изготовления надувных лодок определенных категорий. И все эти ткани состоят, как правило, минимум из 5 слоев.
Невооруженным глазом разглядеть эти слои достаточно сложно, но даже простая оптика уже даст наглядную картину. Четко видна основа, два слоя с каждой стороны основы, обеспечивающие необходимую адгезию (прилипание) ПВХ к полиэстеру (полиамиду) и непосредственно, сами слои ПВХ нанесенные каландровым методом.
В отдельных случаях дополнительным слоем снаружи материалу могут придаваться дополнительные свойства, например, нефтеустойчивость, огнестойкость. Но это уже будут соответственно, 6-ти или даже 7-ми слойные ПВХ материалы. И наоборот, выпускаемые промышленностью трехслойные материалы ПВХ, например, не имеют необходимого воздуходержащего слоя или в них отсутствуют слои связи. Такие материалы не допускаются к использованию в качестве оболочек надувных лодок из ПВХ материалов, так как предназначены совершенно для других целей, как правило, тентовых укрытий или банеров. Изготавливать из подобных материалов надувные лодки, серьезный производитель не будет.
Про склеивание надувных лодок из ПВХ ткани и сварку
По аналогии с резиновыми лодками, современные лодки из ПВХ на большинстве российских заводов склеивают. Склейка производится специальными клеями, например такими, как Bostik Vinycol 1520. В качестве вулканизатора применяется DESMODUR® RC Bayer AG. При условии, что все проведено строго в соответствии с технологическим процессом, клеевой шов, который получается в результате окончания склейки по прочности сопоставим с характеристиками верхнего слоя ПВХ. Соединение получается долговечным и надежным. Лодки собранные по технологии склейки служат уже более 10-15 лет. Большинством производителей клеевой шов на надувных ПВХ лодках делается встык с двухсторонней защитой лентами, что и обеспечивает необходимую герметичность соединения и долговечность клеевого шва.
Западными производителями уже достаточно давно освоена сварка для неразъемного соединения элементов из ПВХ. Лодки выполненные по этой технологии уже стали привычными на воде. Первые серийные отечественные лодки изготовление которых производилось с применением специального сварочного оборудования появились у ряда производителей несколько лет назад. Говорить о том, что в этом направлении мы приблизились к уровню ведущих мировых производителей пока рано. На данный момент слишком мал процент таких лодок от обычных клееных вариантов. Более или менее объективную картину можно будет получить если через пару лет проанализировать итоги работы сервисцентров, которые занимаются обслуживанием таких лодок. Поэтому факт сварки лодок скорее можно отнести к новым технологическим решениям, которые должны удешевить производство и стоимость лодки в продаже, но никак не к бесспорным достоинствам конкретной модели или модельного ряда.
Автор: Владимир Колгин