Производителями надувные лодки со стационарным транцем позиционируются как моторно-гребные. У этой категории лодок баллон имеет несколько увеличенный, по сравнению с обычными гребными лодками, диаметр.
Баллон транцевых лодок поделен на секции мембранами или «чашками». В этих надувных лодках, помимо объёма воздуха, заключённого в баллон, есть и ещё один небольшой объём, закаченный в кильсон. С точки зрения безопасности он мало что даёт, а вот на ходовые качества влияет весьма существенно. Благодаря его наличию жёсткий настил (на языке судостроителей — пайол, который может выполняться и из водостойкой фанеры и из алюминиевых профилей), поставленный в распор между баллонами, растягивает полотнище днища, задавая килеватость судна.
Что мы получаем в результате применения кильсона на надувной лодке?
В первую очередь — курсовую остойчивость, особенно при ходе в небольшую волну. Также в волну наличие килеватости позволяет заметно снизить силу ударов в носовой части и уменьшить брызгообразование.
У небольших лодок этой категории в качестве палубы используется пайол, выполненный из водостойкой фанеры 9-12 мм. Элементы пайола между собой могут соединяться несколькими способами, например, с помощью лент из ПВХ ткани — это пайол-книжка. Кроме того, они могут соединяться через специальные алюминиевые профили.
Элементы пайола могут по периметру усиливаться алюминиевым профилем. Для укрепления пайола на лодках, где рекомендован двигатель более 6-8 л.с., он может дополнительно скрепляться стрингерами.
Транец таких лодок выполняется из водостойкой фанеры. В зависимости от рекомендованной мощности мотора его толщина на этих лодках может быть от 12 до 30 мм. Транец приклеивается к баллону, как правило, при помощи специальных транцевых профилей, отлитых из ПВХ, либо при помощи специальных лент, нарезанных из ПВХ-материала. Причём следует особо отметить, что крепление на лентах ничуть не уступает по прочности, надёжности и долговечности креплению на профилях.
Транцевые лодки с надувным дном
В этой же категории транцевых находятся лодки, в конструкции которых отсутствует пайол (жесткий пол). При решении задачи создания подобных лодок конструкторы пошли двумя способами.
Первый — это создание плоскодонной конструкции на принципах надувного дна низкого давления. При длине 3,5 - 3,8 м. получились достаточно лёгкие суда, которые могут использоваться на небольших акваториях с небольшой возможной волной. Второе направление — создание лодок с умеренной килеватостью также по технологии надувного дна низкого давления. И надо сказать, что и эти лодки нашли своего покупателя и свою нишу в сегменте лодочной торговли.
Ещё одно направление — это создание палубы при помощи плоской надувной подушки высокого давления (до 0,8 атм.)— аэрдек, которая, опираясь на надувной кильсон и будучи установленной в распор между баллонами, задаёт требуемую килеватость судна. Для изготовления аэрдека используются различные по плотности виды тканей, но их основной конструктивной особенностью будет наличие своеобразного «гамбургера», слои которого связаны между собой многочисленными нитями.
Транцевые лодки повышенной мореходности
Такие лодки, в первую очередь, отличает ещё больший диаметр баллона и кильсона, увеличенная толщина транцевой доски. На некоторых моделях вместо надувного может использоваться составной кильсон, изготовленный из водостойкой фанеры. Секции пайола усилены, обязательно используются стрингера. Транец, как правило, вклеивается на лентах из ПВХ. Подобная технология отнюдь не снижает прочность вклейки, скорее, даже наоборот.
Автор: Владимир Колгин