Как купить надувную лодку с пайолами: проверка лодки ПВХ перед покупкой
При проверке в магазине пайольной лодки ПВХ алгоритм её осмотра практически такой же, как и для гребных лодок. Добавление к процессу проверки лодки с пайолами перед накачиванием одно — осмотр самих пайолов. У разных производителей надувных лодок конструкция элементов пайола может несколько различаться. Различий, как правило, два. Во-первых, по материалам из которых изготовлен пайол. Панели могут быть как из алюминиевого профиля, так и из листов водостойкой фанеры. У каждого из материалов есть свои плюсы и минусы.
Алюминий легче, но если он даже немного окажется деформированным, то панель — под замену. Во-вторых, присутствует разница в технологии окантовки. В одном случае элементы пайола лодки могут стыковаться через промежуточный (съёмный) алюминиевый профиль. А в другом случае профиль уже установлен на пайол при помощи заклепок или саморезов и является окантовкой элементов пайола. Как правило, съёмные профили после нескольких циклов сборки-разборки лодки приобретают посадочный люфт, что на самом деле совсем не здорово. Поэтому, если элементы пайола лодки уже имеют окантовку, такая конструкция явно предпочтительнее. Также предпочтительнее будет выглядеть и алюминиевая окантовка по боковой части элементов пайола — именно на них будут фиксироваться стрингера. Главное — при покупке проконтролировать состояние всей окантовки, а в дальнейшем регулярно контролировать и предотвращать возможное появление люфта.
Особенности сборки транцевых надувных лодок с пайолами
Пайольные лодки с U-образной формой баллона производитель рекомендует собирать по следующей схеме (сначала речь пойдёт о лодках с секционным дном, так как сборка надувных лодок оснащённых пайолом-книжкой имеет свои отличия).
Первый этап сборки универсален фактически для всех надувных лодок — необходимо обозначить «форму» немного накачав баллон. То есть баллон должен быть очень мягким на ощупь для того, чтобы на днище легко можно было положить алюминиевый или фанерный пайол, разместить и хорошо расправить аэрдек или вставное дно низкого давления. Обращаю особое внимание, что на этом этапе мы пока не надуваем кильсон.
В зависимости от особенностей конструкции надувной лодки секции пайолов могут размещаться в различной последовательности. Но в большинстве случаев производители надувных лодок рекомендуют начинать укладку от носа, а завершать установкой кормовых элементов пайола, с заправкой последней секции под фиксаторы, расположенные на транце. Во многих паспортах употребляется образное выражение: «На заключительном этапе поставить два последних элемента «домиком» и, надавив вблизи вершины «домика», выровнять пайол». То есть два последних элемента завершают процесс сборки пайола. Почему надавливать надо не вблизи вершины «домика»? Если эту операцию выполнять руками, то, надавливая на саму вершину, есть очень большая вероятность защемить ладонь между секций пайола.
На следующем этапе сборки производители советуют для облегчения установки стрингеров использовать вёсла, подкладывая их под днище. Но есть и более простой способ — нужно всего лишь немного подкачать кильсон лодки. В результате мы сможем немного приподнять выровненный пайол по центру и освободим доступ к краям пайола под еще ненакачанным баллоном. Все это значительно облегчит установку стрингеров.
Когда вы убедились, что вставка, пайол или аэрдек с банками заняли своё место, то лодка «добивается» до рекомендованных величин давления. Это означает, что давление во всех независимых отсеках баллона и дна лодки должны соответсвовать цифрам, которые рекомендовал производитель. Но делаеть это важно постепенно. Сначала докачивают концевые секции баллона, причём немного слабее, чем указано производителем. Это необходимо для того, чтобы избежать напряжения, которое может деформировать лодку. А потом «добивается» уже нос лодки и кильсон. Разборка лодки осуществляется в обратной последовательности. При съёме стрингеров не забудьте оставить небольшое избыточное давление в кильсоне. Это значительно облегчит процесс.
Пол типа пайола-книжки устанавливается существенно проще обычного пайола. Пайол-книжку нужно всего лишь расстелить по днищу лодки и заправить под баллон. Дальнейшая последовательность накачивания баллонов такая же, как и у лодок с пайольным днищем.
На различные модели лодок и даже на отдельные элементы (в частности, кильсон) у каждого производителя могут быть свои значения давления, но большинство из них находятся в диапазоне от 0,2 до 0,35 атм.
Говоря о том, какое давление и сколько времени должна «держать» лодка следует исходить из того, что на производстве каждая надувная лодка подвергается ряду проверок, одна из которых на герметичность. Герметичность баллонов проверяют следующим образом. Лодка накачивается до рекомендованных в паспорте значений и в таком виде «выстаивается» не менее 12 часов. После этого давление в герметичных отсеках лодки должно соответствовать не менее 90% от изначального значения. Допускаются небольшие потери воздуха, но они должны быть в пределах цифр обозначающих номинальное давление.
На фото: Надувная лодка с пайольным днищем позволяет достаточно комфортно рыбачить с лодки стоя
Существует и ещё одно из испытаний, которому подвергаются надувные лодки из ПВХ-ткани. Это наполнение баллонов избыточным давлением. Согласно ТУ надувной баллон лодки должен сохранять целостность и прочность при 3-кратном превышении номинального давления (обычно это 60,0 кПа — 0,60 кг/см2) в течение пяти минут.
Это доказывает большой запас прочности и надёжность надувных лодок из ПВХ-ткани. Но это вовсе не означает, что при повседневной эксплуатации надувной лодки ее можно перекачивать. Наоборот, если вы перекачали лодку выше номинальных значений, то необходимо в обязательном порядке стравить воздух или открыть клапана сброса избыточного давления. Это нужно делать незамедлительно, если лодка вытащена на берег во время жаркой и (или) солнечной погоды!
После сборки надувной лодки точно также производим ее внешний осмотр. Всё, что необходимо проверить на лодках с О-образными баллонами, так же применимо и к U-образным корпусам. Это по большей части касается формы баллонов, фурнитуры, банок и т.д. Но есть и существенные дополнения, на которые следует обратить особое внимание.
Особенности осмотра транцевых надувных лодок ПВХ с пайолами
Начинать осмотр пайольной лодки нужно с оценки качества вклейки днища лодки. Это особенно важно для надувных лодок, от которых требуется выход в режим глиссирования. Самое важное, чтобы на полностью накачанной лодке не было явных морщин и сборок вдоль линии приклейки баллона к днищу. Подобные дефекты — это очевидный брак, в таком случае лодку следует вернуть продавцу. Такой брак надувной лодки «съест» половину скоростных характеристик. Нормальное днище лодки должно иметь равномерный натяг по всей поверхности. Жёсткие делали (фанерные вставки в аэрдек или пайолы) не должны сильно расходиться с линией вклейки днища лодки.
Существует участок на днище лодки, который также оказывает значимое влияние на скорость надувной лодки и брызгообразование у транца. Но некоторые производители недооценивают негативные последствия недоработки этого участка и не придают ему важности. Речь пойдет о прогибе днища лодки перед транцем, которое более всего заметна вдоль линии киля. Образовавшаяся «яма» способна существенно поубавить прыти (скорости) даже вполне неплохим лодкам. Это значит, что такие лодки не будут экономичными, а также проиграют своим конкурентам в управляемости. Есть и, можно сказать, перебор в другую строну — резко выпирающая оконечность кильсона создаёт на днище надувной лодки уступ, который тоже отрицательно влияет на гидродинамику судна. Ряд производителей уже нашел выход из этого положения внеся необходимые изменения в своих лодок, а точнее, в форму кильсона, транца и изменив раскрой ткани днища.
Осмотр транца надувной лодки
Следующее, что требует к себе внимания при выборе лодки, — осмотр оснащения транца и его вклейки на специальных лентах или профилях. Фанера транца не должна иметь следов расслоения, а вся обвязка транца должна быть хорошо проклеена по всему периметру прилегания к баллону и к днищу.
Транцевые накладки должны быть на своих местах (точно в ДП — по центру). Ведь именно по этим элементам придется ориентироваться при установке подвесного лодочного мотора. Саморезы должны быть на своих местах и не выступать за габариты зенковки.
Сливной клапан является ни менее важным элементом на транце, который необходимо тщательно проверить. Клапан может быть любых конструкций, но со своими функциями он должен справляться чётко и работать безупречно. Есть несколько конструкций сливных клапанов, но не стоит одавать какой-то из них особого предпочтения — все они при отстутствии брака работают весьма эффективно. На некоторых моделях больших лодок возможна установка сдвоенных клапанов.
Автор: Владимир Колгин
Важно: Перепечатка материала допустима только с письменного разрешения администрации сайта Все лодки Петербурга
Разместил: Все лодки Петербурга Дата: 12.01.2011 Прочитано: 19556 | |
|