Для начала небольшая историческая справка. За весь период развития флота конструкция и форма якорей постоянно совершенствовалась. На сегодняшний день известны и запатентованы порядка 2000 их видов, среди которых можно выделить несколько основных типов.
Главное требование к любому якорю - это надежная фиксация лодки на месте при воздействии течения, волн или ветра. Поэтому основной характеристикой любого типа якоря будет его держащая сила, где масса имеет решающее значение.
Как рассчитать вес якоря?
Требуемый для конкретной лодки вес якоря рассчитывается либо по сложной формуле, либо получается из таблиц. Так что же выходит? Рассчет необходимого якоря дело сложное? Отчасти. Сложности возникают только тогда, когда мы имеем дело с большими судами. Но ведь нам нужно рассчитать вес якоря для небольшой надувной лодки из ПВХ ткани. В таком случае все намного проще, поскольку цена ошибки некритична, да и самой ошибки быть не должно, если придерживаться двух простых правил. Каких?
Во-первых, вес якоря должен быть примерно равен 10% от веса самой лодки.
Во-вторых, вес должен быть равен 10% от длины надувной лодки (длина лодки 280 см. означает вес якоря 2,8 кг; длина лодки 320 см., значит вес составит 3,2 кг).
Но на выбор якоря влияет не только конструкция маломерного судна. Ни меньшее значение имеют условия плавания: наличие течения, тип донного грунта, ветер и волны. Для примера, Адмиралтейский якорь подойдет ко всем типам грунта, но в сравнении с другими моделями обладает меньшей сдерживающей силой. Якорь Дэнфорта имеет большие размеры и повышенную держащую силу. Примерно так же обстоят дела и с образцами Холла и Брюса (плуг). При этом, зарываясь в мягком донном грунте их весьма тяжело поднять вручную, особенно якорь Дэнфорта. Так на чем же остановить выбор владельцу надувной лодки ПВХ?
Якорь для надувной лодки
Для счастлиых обладателей надувных лодок из ПВХ-ткани наиболее всего подойдет якорь грибовидной формы американской компании Attwood. У якоря компактные размеры, что, учитывая небольшие габариты надувных лодок, немаловажно.
Из якорей, которые не входят в категорию признанных, на надувных лодках чаще всего используются складные якоря-кошки. Специфика конструкции якоря-кошки обеспечивает ему небольшие транспортировочные размеры, а так же исключает вероятность повреждения баллонов и днища надувной ПВХ лодки. В магазинах, где можно купить надувную лодку ПВХ якорь-кошка самый распространенный аксессуар. Поскольку надувные лодки сами по себе обладают небольшой массой, то и «кошку» к ней можно выбрать среди обзазцов весом от 1,5 до 12 кг. Как правило, шаг увеличения массы составляет 0,5 кг., что позволяет подобрать максимально эффективный якорь абсолютно к любой надувной лодке. Якорь- кошка универсален и может применяться фактически к любому типу донного грунта.
Но установить якорь и зафиксировать надувную лодку это еще пол дела. Ни менее важно его затем без потерь вытравить, а иначе каждая рыбалка будет сильно бить по карману. Чтобы избежать возможных неприятностей, когда якорь можно потерять, например, на закоряженном грунте появилась еще одна разновидность якоря-кошки. Но такие модели больше являются самоделкой выполненной опытными рыбаками-лодочниками. Смысл конструкции состоит в следующем, «рога» якоря изготовлены из арматуры или проволоки толщиной 3-4 мм. Как результат, когда такой девайс застревает, достаточно увеличить нагрузку и прутья разогнуться – якорь можно будет беспрепятственно поднять в лодку, после чего тут же его «починить».
Материал для такого якоря нужно брать такой, что бы лапы гнулись только при значительном усилии. Количество «рогов» может быть более трех. Существует еще несколько вариантов простых приспособлений: якорь – зонт, колокол и обруч. Каждый из них по-своему легко и просто использовать на надувных лодках ПВХ.
Не будем рассматривать варианты, когда владельцы надувных лодок применяют в качестве якорей мешочки с галькой, песком или привязанные веревкой кирпичи и камни. Эффективность таких приспособлений негарантирована, что нередко может подпортить рыбалку в самый неподходящий момент.
Чем крепить якорь
Теперь настало время рассказать о якорном канате. Материал из которого может быть изготовлен трос делятся на натуральные (пенька, сизаль, и пр.) и синтетические (нейлон, капрон, и пр.). Синтетические материалы не подвержены гниению, они более прочные и стойкие к воздействию воды и Солнца. Поэтому лучше остановить свой выбор на синтетике.
Основные характеристики, которые нам требуются - прочность на разрыв и толщина. Необходимо, чтобы якорный трос имел значение разрывного усилия в 70 раз превышающий массу якоря.
Длина троса используемого на надувных лодках из ПВХ ткани должна быть не меньше 4-6 величин глубины. Увеличение длины троса влияет на увеличение держащей силы якоря. Чем длиннее трос, тем значительнее увеличивается держащая сила. Таким образм, трос желательно иметь с запасом по длине.