Если вы хотите изменить цвет своего катера, то вам следует придерживаться следующих несложных рекомендаций. Хорошо сохранившуюся старую краску на корпусе катера можно не удалять, если она держится довольно прочно – достаточно только промыть поверхность теплым мыльным раствором или же раствором 2% каустической соды, после чего обработать мелкой наждачной бумагой. Если краска держится непрочно, то ее удаляют шкуркой, скребками или металлическими щетками. Шелушащуюся краску с корпуса катера можно снять острым шпателем. Если в некоторых местах на бортах лодки краска вздулась, то, вероятно, под слоем краски образовалась коррозия.
В случае, если вы хотите полностью очистить корпус катера от старой краски, то это можно сделать, покрыв его поверхность раствором, состоящим из 0,4 кг скипидара и 0,2 кг мыла, или раствором 2%-ного едкого натра. После размягчения краски ее можно будет удалить при помощи скребков. Также для этой цели можно использовать щелочную пасту, основу которой составляет каустическая сода, процент которой от общего веса приготовленного состава от 7 до 18 %. Кроме того, в состав пасты входит негашеная известь (15—35 %), придающая ей необходимую вязкость, а также мел (5—10 %) и вода (50—80 %). Можно приготовить пасту и без извести – с добавлением соды (сода 7 %, мел 13 %) или соды и крахмала (сода 20 %, крахмал 5 %). Воду необходимо подогреть до 40-50 °С, затем растворить в ней ингредиенты в следующей последовательности: сода, известь, мел. Когда паста будет готова, ее наносят ровным тонким слоем на всю поверхность корпуса катера и выдерживают от 1,5 до 3 часов, после чего удаляют пасту вместе с краской и промывают поверхность теплой водой с мылом, а затем просушивают. Подобную пасту можно использовать и для удаления краски с деревянных корпусов лодок.
Для того, чтобы очистить от ржавчины стальной корпус катера, можно взять 1 % раствор формалина и 10% раствор сероводорода, кроме того, применяются специальные преобразователи и очистители ржавчины («Антикор» и др.), в состав которых входят химические реагенты, превращающие ржавчину в пленку, защищающую металл от дальнейшего распространения коррозии. Отличительной чертой таких препаратов является то, что при их взаимодействии с ржавчиной они изменяют цвет поврежденной окислами поверхности – от синего до красно-коричневого оттенка. По этим изменениям можно судить о том, какова степень воздействия на покрытые коррозией участки.
Используя данные препараты при работе с корпусом катера нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты, так как кислоты, входящие в их состав вызывают при попадании на кожу ожоги, а их испарения могут нанести вред органам дыхания.
После того, как корпус катера очищен от старой краски, удалена ржавчина, лодку шпаклюют и грунтуют, выравнивая тем самым ее поверхность. Для выравнивания вмятин на предварительно обезжиренной поверхности корпуса катера применяются эпоксидные компаунды с наполнителем из эпоксидной шпаклевки. Для грунтовки используются белила, ярь-медянка, свинцовый сурик.
Для второго и третьего слоя наносимого на корпус катера могут применяться различные эмали (глифталевые или пентафталевые) или краски с нейтральными пигментами. Для защитного последнего слоя оптимально подходят глифталевые и пентафталевые лаки.
Для разведения свинцового сурика лучше всего выбрать льняную олифу (не более 20-23% от общего веса). Его разводят за сутки перед употреблением в следующей пропорции: 150 г краски на 1 кв.м. поверхности.
Необходимо иметь ввиду, что все работы по окраске и грунтовке стальных корпусов катеров нужно выполнять исключительно при сухой теплой погоде.
Общие рекомендации по подготовке
лодок стеклопластиковых и деревянных к хранению зимой можно узнать по ссылке.