— Основная сфера деятельности «СПБСМП» — судостроение. Расскажите, как развивалась компания в этом направлении?
— На рынке мы уже больше 18 лет. Первоначальная задумка была связана с маломерным судостроением и производством яхт. За время деятельности было построено несколько крупных катеров и яхт, преимущественно на основе западных матриц. Но яхтенный бизнес в России тогда, да и сейчас тоже, был и остаётся не на таком уровне, чтобы обеспечить достаточную загрузку производства, поэтому со временем мы переключились на более востребованную сферу рынка, связанную с небольшими лодками. Наше направление — это моторные лодки для активного отдыха на воде, начиная от прогулочной лодки для прибрежной зоны «Шарк-240», лодки-картопе «Шарк-255» и заканчивая крупной четырёхметровой моделью для серьёзной рыбалки и охоты «Шарк-400».
— Кто разрабатывает пластиковые лодки «Шарк»?
— Разные модели создавались по-разному. Нашим основным разработчиком является конструктор Вадим Крылов. Базовые модели «Шарк-255» и «Шарк-330» имеют существенные отличия между собой и были разработаны Вадимом как отдельные концепты. На основе «Шарк-330» уже нами была создана модель её более крупной модификации — «Шарк-400».
На фото: Пластиковые лодки "Шарк"
— Если исходить из того, что идеальной лодки не существует, каждый тип судна обладает как достоинствами, так и недостатками, в чём преимущества и минусы пластиковых лодок, что производятся под маркой «Шарк»?
— Преимущества пластиковых судов в лёгкости, непотопляемости, ремонтопригодности и ходовых качествах жёсткого корпуса. Это те свойства, которые привлекают потребителя. К нам часто приходят люди, у которых раньше были лодки из ПВХ или дюрали, и они часто имеют негативный опыт их эксплуатации.
А что касается минусов, то единственным из них может являться высокая конечная цена качественного изделия, так как производство стеклопластика — это технологически сложное и трудоёмкое дело.
— Что можно сказать при сравнении вашей продукции с другими типами лодок — например, сделанными из ПВХ-ткани?
— Если сравнивать наши лодки с надувнушками из ПВХ, то у наших лодок есть ряд преимуществ. Лодки «Шарк» не требуют операций по сборке-разборке. Но если здесь можно ещё поспорить, поскольку применение надувной лодки ПВХ, близкой к четырем метрам, заканчивается, как правило, её «неразборным» использованием в течение всего сезона, то о больших размерах кокпита именно у пластиковых моделей и говорить нечего. У лодок «Шарк», при тех же внешних габаритах, внутреннее пространство намного больше, чем у любой надувнушки.
Наши лодки на порядок прочнее ПВХ и при этом сравнимы с ними по ремонтопригодности. Мы снабжаем лодки ремнабором, который позволяет починить корпус своими силами прямо в «полевых» условиях. При этом у лодок «Шарк» 100-процентная ремонтопригодность, то есть лодку можно восстановить до состояния нового изделия.
У наших лодок двойной корпус, который обеспечивает высокую безопасность. Даже при получении пробоины лодки остаются на ходу, что позволяет продолжить рыбалку или без риска добраться до места стоянки.
Вес нашей лодки сравним, а иногда и легче веса лодки из ПВХ близкого типоразмера. Наш флагман продаж «Шарк 255» имеет вес 40 кг. Напомню, что по размерам кокпита такую лодку нужно сравнивать с надувными от 3,2 м.
Про обводы, характеристики которых для лодок из ПВХ просто недостижимы, говорить, наверное, излишне. На больших лодках у нас глиссирующие обводы, основанные на монолыже. Такая лодка ближе по ходовым качествам к катеру.
Вообще, тяжело сравнивать нас с производителями лодок из ПВХ, поскольку у них первичная задача состояла в том, чтобы сделать лодку максимально компактной для удобства транспортировки и хранения. Перед нами стоят совсем другие задачи. Не стоит забывать, что лодка в классическом её понимании — это не компромиссный вариант с баллонами или складным дном, всё-таки это цельная стационарная лодка.
— Рассматривая РИБы как вариант между надувными и пластиковыми судами, каково к ним Ваше отношение как производителя?
— РИБы — интересный для нас вид лодок. Мы даже всерьёз разрабатывали концепцию её производства на основе одной из наших моделей, но пока она не реализована. Жёсткое днище лично для меня имеет неоспоримые преимущества, причём как по ходовым качествам, так и по надёжности. Пластик позволяет создавать интересные обводы, что положительно сказывается на потребительских и ходовых качествах лодок. За счёт этого РИБы, несомненно, стоят выше полностью надувных лодок из ПВХ, но у них есть и свои недостатки. Основной — это высокая стоимость, связанная с тем, что ценообразование на рынке лодок складывается из внешних габаритов: чем лодка длиннее, тем она дороже. Внутреннее обитаемое пространство, которое составляет наибольшую ценность для потребителя и во многом определяет возможности использования лодки, при таком отношении сильно страдает. А ведь при той же длине наши пластиковые лодки будут превосходить любой РИБ по размерам кокпита. Если сравнить при таком соотношении стоимость пластиковой лодки и РИБов, то отпадут всякие сомнения в преимуществе полностью пластиковых судов, которые мы выпускаем.
На фото: Пластиковые лодки Шарк. Производство лодок в Санкт-Петербурге
— Если затрагивать мореходные качествапластиковых лодок «Шарк», то каковы их особенности?
— В чём-то наш подход к этому вопросу можно сравнить с решением некоторых автомобильных производителей, когда в маленькую машинку ставится мощный мотор и получается быстрый и лёгкий спортивный седан. В своих лодках мы пошли по такому же принципу. Взяли небольшой корпус, придали его обводам формы, присущие спортивным катерам, обеспечили выход на глиссирование с хорошими показателями. Всё это дало нам возможность устанавливать на катер достаточно мощный двигатель, хотя для эффективного использования на модели «Шарк-330» достаточно и 15-сильного мотора, на «Шарк-400» можно устанавливать мотор до 30 л.с. Если говорить о максимальной скорости лодок в режиме глиссирования при средней загрузке, то «Шарк-330» обеспечивает скорость в 50 км/час.
— Затрагивая вопрос тюнинга и модернизации, в чём заключаются достоинства пластиковых лодок «Шарк»?
— По вариантам и качеству модернизации пластиковые лодки «Шарк» превосходят как ПВХ-лодки, так и РИБы. Мы можем установить любое навигационное оборудование любой тяжести, из любого материала и произвести монтаж любой сложности. Мы устанавливали, помимо рубок, различные виды поворотных кресел для охотников, всевозможные по форме и материалам держатели и тарги. При этом мы используем для дополнительного оборудования «основательные» материалы — чаще всего из нержавейки или пластика. Кроме того, на лодку без труда можно установить мачту с парусом. Пластиковая лодка даёт большие возможности по тюнингу, при этом за меньшие сроки и с меньшими затратами.
— Если брать похожие пластиковые суда зарубежного производства, представленные у нас в городе, то в чём Ваше отличие?
— У нас разная технология производства, за счёт этого нам удаётся быть более мобильными и лучше реагировать на рыночный спрос. Своему потребителю мы предлагаем в итоге более широкий модельный ряд, а при необходимости можем создать новую модель или модернизировать старую за несравнимо короткий срок.
К тому же мы работаем по классической технологии изготовления подобного рода судов, что обеспечивает высокую прочность наших лодок. Мы используем «сэндвич» из нескольких видов стеклоткани, в процессе производства мы придаём этим слоям ткани нужную форму, но никоим образом не разрушаем её структуру, тем самым гарантируя прочность лодок.
К плюсам можно также отнести нанесение гелькоута (лакокрасочного слоя), которое идёт как отдельная операция. Такая операция даёт стопроцентную защиту от проникновения влаги. Тем самым мы полностью защищаем стеклопластик от контакта с водой.
Кроме того, мы можем придать судну любой цвет на выбор заказчика, и это не отразится на начальной стоимости лодки.
— Если затрагивать производство, то насколько оно затратно и энергоемко?
— Изготовление стеклопластиковой лодки достаточно сложное дело в плане технологий и производства. Мы не имеем дело с готовым материалом, из которого клеится лодка, как в случае с ПВХ. Основу нашего производства составляют отдельные компоненты, которые мы применяем: смолы, катализаторы, растворители, гелькоуты, стеклоткани и т.д. Из всего этого мы создаём пластмассу, придавая ей форму с помощью матриц. По сути, у нас химическая лаборатория, которая и составляет основу завода.
Если говорить о фурнитуре, то она делится на два вида. Первую, мы делаем сами. Это столярная фурнитура: транцы, банки, пайолы. Второй вид относится к навесному оборудованию (уключины, вёсла, швартовочные элементы), которое мы приобретаем за границей.
Непосредственное производство лодки — занятие весьма трудоёмкое, и поделено оно на несколько этапов. Все работы из-за их специфики необходимо между собой разграничивать, например, работа со смолами и этап нанесения краски должны проводиться в различных помещениях. Это наиболее «грязные» моменты производства. Потом следует этап сборки, где следует обеспечить чистоту. В каждом таком цехе с одной матрицей должно работать несколько, минимум два человека, поскольку производство пластиковых лодок связано с тяжёлой физической нагрузкой из-за их веса и габаритов. Для примера: манипуляции с матрицей требуют слаженных действий и физически невозможны силами одного работника.
По срокам из-за работы с химией мы тоже имеем существенные ограничения по времени: пока не завершена одна реакция, нельзя приступать к следующей. Поэтому на нашей производственной базе полный цикл изготовления лодки «с нуля» занимает ни менее трёх дней.
В связи с этим я бы хотел обратить внимание, что многие, возможно, недооценивают тот труд, который приходится затрачивать при изготовлении пластикового судна. Со стороны можно предположить, что мы, находясь в высоком ценовом сегменте, получаем большую прибыль, но если смотреть со стороны издержек на производство, то лодки, из-за больших трудозатрат, должны стоить ещё больше.
На фото: Пластиковые лодки Шарк. Производство лодок в Санкт-Петербурге
— Каковы при таких затратах и сложностях объёмы производства стеклопластиковых лодок «Шарк»?
— Всё зависит от ассортимента модельного ряда, в конечном счёте, от количества имеющихся у нас матриц и объёма площадей. На данный момент мы производим порядка ста — ста пятидесяти бортов в год.
— Насколько пластиковые лодки безопасны?
— Пластиковые лодки по безопасности стоят на высоком уровне. У нас в ассортименте есть как полуторакорпусные, так и двухкорпусные лодки. По сути, это два повторяющих друг друга корпуса, вложенных один в другой. Все тесты по безопасности на воде, которые мы проводили, показывают высокие результаты, такая лодка абсолютно непотопляема.
Если рассматривать вопрос остойчивости, то и в этом отношении, за счёт обводов тримарана, мы добились отличных результатов. Наша лодка максимально проста в управлении и прощает многие ошибки, она идеально подойдёт как для опытного капитана, так и для начинающего.
Пластиковые лодки Шарк. Видео на YouTube:
Гребнвая лодка "Шарк-240"
Моторная лодка "Шарк 255"
Моторная лодка "Шарк 330"
Моторная пластиковая лодка "Шарк-400"