В большинстве случаев для транспортировки гребных лодок предназначен рюкзак. Все таких лодок может варьироваться в пределах 10-24 кг. (в зависимости от размеров самой лодки), что позволяет перевозить ее даже в общественном транспорте.
На фото: Гребная лодка
Гребные лодки с транцем
В категорию гребных можно также зачислить и гребные лодки, которые конструктивно предназначены для установки навесного транца для подвесного лодочного мотора. Подобные лодки также есть в линейке многих отечественных производителей.
По своим ходовым характеристикам гребные лодки с навесным транцем могут несколько различаться только формой носовой части баллона. Заостренная форма предполагает несколько меньшее ветровое сопротивление и прохождение встречной волны без резкого удара. Скругленная форма предполагает, что будет несколько увеличена полезная площадь кокпита, с незначительной потерей ходкости против волны. Словом — сплошные компромиссы.
Навесной транец позволяет разместить либо электромотор, либо мотор на базе двигателя внутреннего сгорания мощностью до 3,5 л.с. В таком оснащении лодка достаточно бодро — со скоростью 8-10 км/час — может перемещать двух человек с рыбацким снаряжением к месту рыбалки.
На фото: Гребная лодка с навесным транцем
Однако необходимо помнить, что в случае установки на лодку любого мотора она уже подлежит регистрации в ГИМС МЧС. Об этом и о других правовых вопросах, касающихся водных видов транспорта можно подробно узнать в статье «
О регистрации надувных лодок из ПВХ»
Все последующие категории лодок также подлежат регистрации в подразделениях ГИМС МЧС.
«Комплект эгоиста» или транцевые надувные лодки длиной до 3,2 метра.
К следующей категории можно отнести малые лодки с так называемой U-образной формой баллона и вклеенным транцем из водостойкой фанеры. Эти лодки предназначены для использования под двигателем, но прекрасно ходят и под вёслами. Баллон таких лодок, как правило, разделяется на 3 герметичных отсека. Дно может быть плоским или малокилеватым. Небольшая килеватость таких лодок заметно повышает мягкость хода по небольшой встречной волне, снижает забрызгиваемость кокпита, а также несколько повышает устойчивость лодки на курсе.
У ряда компаний минимальный размер таких лодок может начинаться и с 2,3м., но представляется, что наиболее целесообразным (и с точки зрения безопасности, и практичности) будет минимальный размер от 2,7м. и более.
Такие лодки могут использоваться и на небольших озёрах, и на реках, и для прибрежного морского плавания в рамках разрешённого удаления и высоты волны, с соблюдением необходимых мер предосторожности.
В рыбацких кругах Интернета, благодаря компактности, малому весу, простоте обращения даже при управлении только одним человеком, подобные лодки, оснащённые маломощными подвесными лодочными моторами 4-6 л.с., получили название «комплект эгоиста».
Вес этих лодок, упакованных в одну или две сумки, может находиться в пределах от 16 кг. (для лодок с надувным днищем) и от 20 кг. (для пайольных конструкций) и, по мере увеличения размеров, доходить до 36 кг. Для больших лодок из этой категории производители предусмотрели, как правило, уже две сумки, то есть максимальный неделимый вес каждой сумки находится в пределах 18-22 кг.
На фото: Компактная надувная лодка ПВХ с транцем
Благодаря упрощённой и, как следствие, облегченной конструкции, даже под небольшими подвесными моторами мощностью от 4 л.с., с одним шкипером весом 70-85 кг. и минимальным комплектом рыболовного снаряжения они способны разгоняться до 22-24 км/час, тем самым, обеспечивая быструю доставку к месту предполагаемой рыбалки. Если же есть техническая возможность установить мотор мощностью 6 и более л.с., то эти лодки в своём большинстве способны примерно с такой же скоростью перемещать уже двух человек, чей суммарный вес находится в пределах 150 кг.
Хочу сразу же оговориться, что движение в подобном режиме, скорее всего, не будет экономичным, а маленькие двигатели будут работать с небольшим перекрутом, но иногда глаза на это закрывают, потому что на первое место выходит время доставки к месту рыбалки или уже к берегу. Если такую лодку оснастить всем необходимым, то на ней можно смело отправляться даже в двух-трёхдневные поездки.
Заканчивая тему «комплектов эгоистов», необходимо отметить ещё два момента, которые для кого-то могут быть решающими при выборе плавсредства и мотора к нему.
Во-первых, обратите внимание, что Статья 358 Налогового кодекса говорит о том, что «Не являются объектом налогообложения: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил». То есть, ваша лодка данного типоразмера с указанным двигателем не будет облагаться налогом.
Во-вторых, Приказ ГИМС МЧС № 423 от 21.07.2009 «О внесении изменений в Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами...» в статье 1.2 говорит о том, что «Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдаёт им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах». То есть если у вас на шильдике мотора имеется надпись «3,68 кВт» и менее, то для управления судном под этим мотором вам не нужны права!
Транцевые надувные лодки размером от 3,2 м. до 3,8 м.
К следующей категории можно отнести лодки длиной от 3,2 м. и примерно до 3,6-3,8 м. Баллон подобных лодок разделен на 3 или уже 4 независимых отсека. В различных конструкциях, независимые воздушные объёмы таких лодок могут оснащаться клапанами сброса избыточного давления. На этих лодках ещё нельзя покорять моря и океаны, но при грамотном использовании и в умелых руках они достойно и очень надёжно выглядят и на озерной, и даже на морской волне.
В эту категорию выделены лодки, которые предназначены уже для двоих, да и удобнее, когда в сборке-разборке участвуют хотя бы 2 человека. Конечно, можно всё сделать и одному, так как вес каждой из сумок, если речь идёт о пайольной конструкции, не выходит за пределы 50 кг, но всё же удобнее вдвоём.
У конструкций лодок с надувным днищем в подобных размерах неделимый вес, как правило, не превышает 60 кг. (в данном случае речь идёт о весе одной сумки, в которой, помимо лодки, иногда оборудованной дополнительной защитой, размещается и всё её оснащение).
На фото: Надувная лодка среднего класса с транцем
Лодки этих размеров пакуются в две удобные сумки и могут легко разместиться практически в любом автомобиле. Их отличает простота и удобство сборки-разборки. А использование для их накачивания электропомпы значительно сокращает и облегчает этот процесс.
В зависимости от размера, желания владельца и его возможностей на эти лодки можно устанавливать моторы от 6 и до 30 л.с. Под 6-ти сильным мотором один человек на лодках этой категории будет перемещаться с максимальной скоростью около 24-28 км/час.
Под моторами же максимально допустимых мощностей с одним шкипером, скорость этих лодок может превышать 40 и даже 50 км/час. Экипаж из 2-3 человек в экономичном режиме обычно передвигается с крейсерской скоростью 30-35 км/час, что делает экипаж такой лодки очень мобильным, и многие интересные с точки зрения уловистости места становятся реально досягаемыми.
Лодки, начиная с размера 3,5-3,8 м, позволяют достаточно безопасно ловить рыбу и совершать прибрежные плавания даже на крупнейших акваториях Северо-Запада, таких как Ладожское, Онежское и Чудское озера, Рыбинское водохранилище и Финский залив.
Крупные надувные лодки более 4 метров
В следующую категорию можно выделить лодки длиной более 4-х метров. Многие производители позиционируют лодки из этой категории как суда повышенной мореходности, что, по сути дела, отражает реальные возможности этих корпусов на воде. Они на равных могут соперничать с аналогичными по длине жёсткими корпусами, а по некоторым параметрам даже превосходят их.
На фото: Крупная надувная лодка ПВХ с транцем
Баллоны этих лодок (опять же разных производителей) могут состоять из 4-8 независимых герметичных отсеков. На некоторых моделях также могут устанавливаться клапана сброса избыточного давления.
Крупные надувные лодки предназначены для эксплуатации под моторами 20-50 л.с., что делает их скоростными, грузоподъёмными; позволяет использовать для длительных и протяжённых водных маршрутов.
Надувные лодки данной категории можно перевозить как в сложенном виде в автомобиле, так и полностью накачанными и укомплектованными, с подвешенным на транце мотором, на специальном лодочном трейлере.
Автор: Владимир Колгин