Баллон гребных лодок, как правило, имеет О-образную форму и разделен на две герметичные секции при помощи эластичных мембран. На сленге производителей они могут называться «чашки». Эти секции, во-первых, обеспечивают безопасность при повреждении одной из секций баллона, давая возможность вернуться к берегу для ремонта. Во-вторых, до некоторой степени чашки компенсируют разницу давления в отдельных секциях. В отличие от надувных лодок прошлого века, баллон которых делился мембранами в диаметральной плоскости, на современных лодках подобные мембраны делят баллон на миделе, тем самым, обеспечивая возможность при повреждении баллона сложить лодку пополам и добраться до укрытия.
О «чашках» хочется сказать особо. Дело в том, что это достаточно нежное устройство, повреждение которого чревато очень крупными неприятностями. Потрогать и увидеть их, чтобы оценить состояние «чашек», невозможно — они вклеены внутрь баллона лодки. Но можно и обязательно нужно это делать по косвенным признакам.
Если вы накачиваете лодку через один клапан и вдруг обнаруживаете, что лодка накачивается целиком или накачиваются соседние секции баллона, то это значит, что у вас повреждена чашка (чашки). Если, открыв воздушный клапан, вы обнаруживаете, что лодка сдувается вся или сдуваются две соседние секции — у вас тот же дефект.
Повреждение чашки чревато тем, что даже незначительное нарушение целостности баллона (на одной секции) может привести к выходу воздуха из всей лодки со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, в процессе накачивания воздуха и сворачивания лодки обращайте на эту деталь особое внимание.
Днище гребных лодок, как правило, выполнено из одного слоя ткани ПВХ, усиленного рейкой настила. Под рейкой настила понимаются 2 листа водостойкой фанеры толщиной 8-9 мм соответствующие ГОСТ 3916.1-96, которые ставятся в распор между баллоном и днищем. Подобная конструкция днища лодки позволяет спокойно стоять на нём.
Как один из вариантов оформления днища, может применяться надувная вставка, которая также крепится в распор между баллонами лодки. Она особенно удобна на очень маленьких лодках, когда, сидя на ней можно грести. Стоять на подобном надувном днище удобно лишь на коленях.
На надувных лодках размеров 2,7-3,1 м. удобнее грести, сидя на банке. Оптимальным вариантом установки банок в таких лодках будет подвижное крепление устроеное по принципу ликтрос-ликпаз.
Ещё одним вариантом оборудования места гребца может быть надувной пуфик с такой же надувной спинкой. Пневматические элементы ставятся также в распор между баллонами, и между ними выбирается наиболее удобный для посадки гребца угол.
Гребные лодки на которых производителем устанавливается навесной транец для мотора, имеют отличие от просто гребных лодок. Оно заключается том, что лодка имеет в корме часть баллона, расположенного перпендикулярно днищу. Именно на нём устанавливаются 4 рыма, отлитых из ПВХ, на которых крепится транец, пока лодка не надута. Есть и иные конструкции, например, с использованием 2-х рымов и ручки из ПВХ. В этом случае транцевая доска имеет форму «печной задвижки».
После накачки лодки до номинального значения транец надёжно фиксируется. Транец рассчитан под мотор мощностью не свыше 3,5 л.с. или под электромотор.
Если на лодке предстоит плыть одному, то для создания оптимального ходового дифферента и удобства плавания стоит часть груза разместить ближе к носу. При возможности лучше выбирать мотор с управлением газом на румпеле, что обеспечит лучшую развесовку.
Наиболее ходкими и удобными в обращении гребными надувными лодками оказываются те из них, чей крой баллонов выполнен с плавными переходами, без изломов, с поднятием на форштевне и ахтерштевне.
Автор: Владимир Колгин