Где и как изготовить номера на надувную лодку?
Есть несколько путей решения этой проблемы. Самый простой -
заказать номера на лодку в специализированной фирме. Правда, в разных местах цена вопроса может отличаться в разы. Такой номер изготавливается на куске ПВХ небольшой плотности и может быть установлен в 1/4 носовой части лодки, как того требует Приложение к приказу МЧС России от 29.06.2005 г. № 500 «Правил государственной регистрации маломерных судов»:
«Регистрационный номер наносится контрастной несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий - 15-20 мм.
Регистрационный номер или название судна наносятся также с внутренней стороны судна в месте, определенном органом государственной регистрации.»
Учитывая последние рекомендации ГИМС нужно быть готовым к тому, что, возможно, придется нанести государственные регистрационные номера и на внутреннюю поверхность борта надувной лодки. Учитывая, что размер номера при этом не оговаривается, номер просто должен быть контрастным и хорошо читаемым, и раз не указано обязательное место их нанесения, то его можно написать обычным маркером или фломастером в носовой части лодки.
Если вы планируете тюнинговать свою надувную лодку у в ваших планах установка одного из вариантов носового тента или носовой защиты, то необходимо знать следующее: когда какая-то конструкция перекрывает регистрационный номер лодки, то его необходимо дублировать на этой же конструкции. Условия нанесения и размеры номеров остаются теми же, что и при переносе на борт лодки.
Способы нанесения номеров на борт лодки:
•
Номер из ПВХ-ткани накладной
Хочу сразу же предостеречь от ошибок. Многие фирмы по старинке продолжают выпускать номера с люверсами для подвязывания регистрационного номера на леерном ограждении. С прошлого года отношение в ГИМС МЧС к подобным номерам несколько изменилось. И эти требования уже не допускают привязывания номера «на веревочках». В случае с этими номерами – выход простой. Изготовленный номер наклеить на борт надувной лодки ПВХ, что называется "прихватками" - то есть в отдельных местах - скажем, по углам. Клеить нужно на накачанный баллон, стараясь максимально растянуть материал номера по поверхности - так, чтобы он не отставал от поверхности баллона. Приклеивать следует на однокомпонентный клей из ремнабора. Если потребуется этот номер снять, то профессионалам это будет достаточно легко сделать, и следы от номера на баллоне будут почти не заметны.
Можно нанести номер путем наклейки знаков, вырезанных из ПВХ-ткани. Цвет материала знаков номера должен контрастировать с цветом лодки. Знаки клеятся по всей поверхности, поэтому после снятия номера могут остаться следы.
•
Нанесение номера на лодку различными красителями
Несмываемый регистрационный номер на лодку можно нанести краской. Вырезается трафарет из плотной бумаги. Он плотно прижимается к поверхности лодки и крепится скотчем. Краска наносится тампоном, , либо аэрографом, либо из аэрозольного баллончика. Краски на алкидной и нитроцеллюлозной основе держатся очень хорошо, но если появится необходимость снять номер, то это сделать будет крайне сложно. Краситель очень глубоко въедается в ПВХ материал.
Как достаточно стойкий краситель по ПВХ-ткани можно рекомендовать баллоны Body 950 с так называемым «антигравием». Этот «краситель» в меру стойкий и его при необходимости можно достаточно быстро удалить с поверхности ПВХ.
Самый простой вариант - для тех, кто очень спешит: номер на лодку можно нанести водостойким спиртовым маркером (фломастером). Отметим лишь, что нанесение таким способом требует хорошие навыки каллиграфии или подобный навык работы. К сожалению, данный метод не гарантирует должной стойкости изображения. Краситель очень быстро выцветает на Солнце - и необходимо будет не реже одного раза в месяц обновлять надпись. Но, вместе с выцветанием, он одновременно достаточно глубоко проникает в материал ПВХ. Поэтому, если вы уже несколько раз обновляли номер на лодке ПВХ при помощи маркера, то удалить такой номер в дальнейшем будет практически невозможно. И еще один негативный момент - такой фломастер может некоторое время при сворачивании лодки немного пачкаться. Это особенно заметно, если материал надувной лодки светлый.
•
Номера на лодку из самоклеющейся пленки
Очень красиво смотрятся самоклеющиеся номера, вырезанные из пленки, изготовленной по технологиям Oracle, Alkor или DC-fix. Такие пленки необходимо клеить на хорошо очищенную, а главное, обезжиренную поверхность баллона лодки ПВХ. Изготовление таких номеров можно оформить заказом в специализированных фирмах. Вам останется лишь аккуратно их приклеить на накачанную лодку.
Номера на самоклеющейся пленке можно изготовить и самому, имея навыки владения линейкой, карандашом и скальпелем. Перед наклейкой нужно тщательно обезжирить поверхность, а также сделать минимальную разметку, чтобы номер был размещен ровно. Но у этого красивого и доступного способа есть и свои недостатки. Одним из них является то, что после наклейки номера из подобных материалов, лодке необходимо дать выстояться не менее 3 суток в накачанном виде, то есть до полного высыхания - точнее, полимеризации на воздухе клеевого состава пленки. Если не дождаться полного высыхания клеевого слоя и упаковать надувную лодку в транспортировочную сумку, то нельзя исключать возможность частичного отслоения наклеенного на баллон номера из самоклейки.
Все перечисленные способы нанесения номера на борт надувной лодки имеют право на жизнь, и вам, в первую очередь, решать, насколько «плохосмываемым» или «плохосчищаемым» ему быть.
Автор: Владимир Колгин