Ремонт лодок из стеклопластика
Для опытных владельцев стеклопластиковых лодок, выпущенных 15-20 лет назад, ремонт корпусов и палуб лодок не составит особого труда. Ремонт же более новых моделей может вызвать некоторые трудности у их владельцев. В связи с ужесточением законов об ограничении количества вредных органических соединений, применяемых в судостроении, постепенно был изменен состав смол (полимеров) и гелькоутов, используемых для постройки стеклопластиковых лодок, что значительно усложнило их ремонт.
Вместо стирола - мономера, используемого для лучшего затвердевания смолы, с конца 90-х годов стал использоваться дициклопентадиен, обладающий низкой вязкостью. Раньше, при использовании стирола, не полностью прореагировавший с полимером мономер мог затвердевать в течение нескольких лет в процессе эксплуатации лодки – при ее постоянном нагревании-охлаждении, а его излишки постепенно испарялись из пластика. Теперь же, в современных стеклопластиковых лодках, где применены смолы в сочетании с дициклопентадиеном, отвердевание корпуса происходит за несколько дней или недель, что значительно улучшает косметический вид лодки, но создает проблемы при последующем ремонте (ламинировании) лодки.
Подготовка лодки к ремонту
Ремонт стеклопластиковой лодки представляет собой приклейку свежего стеклопластикового ламината к уже отвердевшему. Старые корпуса лодок не вызывают никаких проблем – новый ламинат соединяется на молекулярном уровне со старым в плотную полимерную структуру, поскольку старый пластик не стал еще полностью твердым и сохраняет способность к продолжению химический реакции. В случае с новым стеклопластиковым корпусом соединение произойдет лишь на глубину в несколько молекул, что не идет ни в какое сравнение с образованием единого полимерного блока.
Определив площадь поверхности, которую необходимо заклеить, требуется произвести зачистку для повышения прочности склейки. Очень важно, чтобы зачистка соответствовала площади, равной 10-12 толщинам основного ламината. То есть, если вы хотите заклеить 5-сантиметровое отверстие в однослойном 12-милллиметровом корпусе лодки, то зачищаемая зона должна составлять около 30 см – по 15 см с каждой стороны от заклеиваемого отверстия. При этом ремонт должен производиться как на наружной, так и на внутренней поверхности корпуса. Обработанная поверхность должна быть достаточно гладкой и глубина ее должна плавно уменьшаться к краям. Безусловно, отремонтированный участок не будет иметь такую же прочность, как исходный целый участок, но для того, чтобы сделать ее максимально высокой, необходимо и площадь под оклейку сделать как можно больше – в этом случае нагрузка, которая приходится на единицу площади, будет значительно меньше.
Очень внимательно следует подойти к подбору стекломатериала для ремонта лодки с учетом его веса, типа и направления волокон. Оптимальный вариант – узнать схему оригинальной укладки корпуса вашей лодки у производителя. Если же это не представляется возможным, то тест на выжигание может быть проведен и в домашних условиях. Для этого нужно выжечь образец обшивки корпуса вашей лодки в пламени горелки, и, учитывая несгораемость стекломатериала, внимательно рассмотреть оставшиеся образцы, для чего следует осторожно разобрать оставшуюся после сгорания смолы обугленную стеклоткань и определить плотность ткани и ориентацию ее слоев. Чтобы в дальнейшем не спутать направление волокон образца относительно корпуса вашей лодки, необходимо разметить расположение образца перед сжиганием.
Если соответствующий стекломатериал подобран, то следующая задача – грамотно выбрать смолу. Для этого нужно руководствоваться в первую очередь спецификой производителя и выбрать подходящий сорт эпоксидки и отвердителя. Кроме того, для надводного борта вам потребуется некоторое количество гелькоута.
Техника безопасности при ремонте стеклопластиковых лодок
Также необходимо иметь ввиду, что при механической обработке ламината образуется много токсичной стеклянной пыли, поэтому нужно обзавестись несколькими комплектами защитных костюмов и респираторами с подходящими фильтрами. Открытые участки тела – шея, кисти рук также должны быть защищены. И не забудьте про защитные очки и беруши!
Кроме того, вам понадобятся мензурки или точные весы для взвешивания образцов стеклоткани и дозирования смолы, термометр для контроля температуры, а также обвесы из плотной ткани, чтобы окружить ими место ремонта. Необходимо также иметь возможность подключить обогревательный фен для подвода тепла, если возникнет угроза высокой влажности или падения температуры воздуха.
Важно: Перепечатка материала допустима только при наличии активной гиперссылки на источник
Разместил: Все лодки Петербурга Дата: 21.09.2011 Прочитано: 8999 | |
|