Выбор лодочных моторов в настоящее время огромен –отечественных и импортных. И нередко можно услышать критику в адрес отечественных двигателей. Справедлива ли она? Действительно, в силу ряда причин, отечественные моторы несколько уступают по своим качествам зарубежным. Однако, с уверенностью можно высказать мнение, что это серьезная работоспособная техника, обладающая определенными достоинствами. Безусловно, недостатки у них тоже есть – давайте же попробуем разобраться, какие именно.
Подвесные лодочные моторы Стрела
Эти лодочные моторы начали выпускать в 1953 году на Куйбышевском моторном заводе им. Фрунзе. Тогда был организован серийный выпуск подвесных лодочных моторов мощностью 5 л.с. Первоначально они назывались ЗиФ-5, то есть - Завод имени Фрунзе - пятисильный. До этого в стране неоднократно предпринимались попытки развития производства подвесных лодочных двигателей, но масштабы их выпуска были незначительными. Таким образом, первым массовым мотором для мотолодок стал именно ЗиФ-5. В дальнейшем этот лодочный мотор стали выпускать на Ульяновском моторостроительном заводе. Здесь он получил собственное имя – Стрела и выпускался большими партиями по 25-30 тыс. штук в год.
В 1965г. лодочный мотор Стрела был снят с производства. Но, несмотря на свои недостатки, этот двигатель можно назвать легендарным, так как он приобщил к водно-моторному образу жизни сотни тысяч жителей СССР и стал важной вехой в истории индустрии строения маломерных судов и моторов к ним. Лодочный мотор Стрела дал стартовый толчок к развитию отечественных мотолодок и моторов.
Лодочный мотор Стрела имел следующие технические характеристики:
Сухой вес - 24 кг;
Расход топлива – 2,1 л/час;
Топливный бак - встроенный, емкостью 3,7 л.;
Двигатель одноцилиндровый двухтактный;
Мощность - 5л.с.;
Рабочий объём - 175 куб.см.;
Число оборотов при максимальной мощности - 3700 об/мин;
Охлаждение - водяное.
Лодочный мотор Стрела обладал положительными качествами:
• неплохой для своей мощности тягой при небольшом расходе топлива;
• простотой устройства;
• нетребовательностью к октановому числу бензина (который был доступен по стоимости).
Но, к сожалению, количество недостатков этого лодочного мотора превышало количество достоинств:
• амортизация в подвеске была близка к нулю, что приводило к довольно сильной вибрации в лодке;
• у лодочного мотора отсутствовал холостой ход;
• был достаточно большой вес;
• плохие пусковые качества;
• кроме того, двигатель не имел защитного кожуха, из-за чего он был плохо защищен от воды и производил много шума.
После того, как мотор Стрела был снят с производства, в нашей стране длительное время пятисильные лодочные моторы не выпускались, поэтому многие любители всеми силами пытались восстанавливать старые моторы Стрела и какое-то время ими пользоваться.
В настоящее время браться за это нет никакого смысла. В качестве альтернативы можно использовать лодочный мотор Ветерок 6 – это усовершенствованный вариант Стрелы с двигателем 8 л.с. и весом 24,5 кг. Если же вашей мотолодке наиболее подходит легкий и надежный пятисильный двигатель, то оптимальным вариантом будет купить лодочный мотор зарубежного производства.
Лодочный мотор Москва