Не служил бы я на флоте, если б не было смешно...
Как различить ВП (водные пути - лучше бы их назвали водные просторы) и ВВП (внутренние водные пути)? Сделаем небольшое лирическое отступление: рассмотрим Ивановский (Белёвский) карьер и реку Фонтанка. Общим для них является отсутствие на обоих водоёмах грузовых (типа «Волго-Балт») и пассажирских судов. Большие «стекляшки», которые ходят по каналам - это прогулочные суда, у них нет спальных мест.
Грузовые и пассажирские суда приносят государству доход и поэтому для их надёжной и бесперебойной работы на ВВП выставляются специальные знаки (на воде и берегу), проводятся дноуглубительные работы, построены шлюзы и порты (речные и морские) и т.д. Так как водные перевозки очень выгодны и дешевле железнодорожных, там, где большие суда не ходят - и знаков нет.
Примечание: Максимальная осадка речных судов 4 метра, и поэтому на всякие перекатные и плёсовые мачты, вы на своей лодке под мотором (30 см осадки), можете не обращать внимания. Для нас - владельцев маломерных судов (например, надувных
лодок Профмарин) - главное не мешать «большим трудягам».
Маломерное судно уступает дорогу почти всем: парусникам из-за того что им труднее маневрировать, гребным лодкам из-за их малой скорости, большим судам, чтобы остаться в живых. Наше единственное преимущество - скорость и маневренность.
Ваше судно относится к скоростным, если развивает скорость больше 30км/ч.
Хватит лирики, махнём на ВП Санкт-Петербурга: Фонтанку, Мойку, Крюков канал и т.д. Чтобы ходить по ним на лодке, надо ещё знать схему движения (см. фото справа). На обычной реке не бывает одностороннего движения, а на Мойке и каналах есть такие отдельные участки.
На реке Мга или озере Отрадном от вас не потребуют наличия рации речного диапазона, а на Фонтанке могут, т.к. есть такой документ
Правила пользования водными объектами (ВП) для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге пункт 2.10.
Движение на ВВП двухполосное и правостороннее (расходимся левыми бортами). Дорога на реке или большом озере называется судовой ход. Судовой ход — это часть водного пространства, пригодная для движения судов, обозначенная на местности (буями, вехами, береговыми знаками или знаками на мостах), а на карте специальными значками.
У Судового хода есть правая и левая сторона, которые можно определить, зная направление течения (в реке) или ориентируясь по знакам (на озере).
Итак: правый берег - это берег ВП и ВВП, расположенный справа от наблюдателя, обращённого лицом по течению воды, а левый — соответственно слева.
Определить направление течения на ВП Санкт-Петербурга очень просто, достаточно посмотреть на любой мост: если видите ромб посередине пролёта, значит, идёте по течению, а если квадрат — против него (на воде уступают путь судам, идущим по течению, т.к. им сложнее маневрировать, чем идущим против него). А если моста нет поблизости, надо бросить в воду любой поплавок и понаблюдать за ним.
Важно! Знак ромб не просто обозначает, что вы идёте по течению, а квадрат соответственно против него, но и, являются указателями оси СХ, так что оставлять указатели надо по левому борту.
В Санкт-Петербурге между мостами Пестеля и Белинского напротив Шереметьевского дворца есть спуск к воде, оттуда и начнём.
Допустим, навигация открыта, об этом мы узнаем из газет и интернета — значит можно кататься на мотолодке.
Кстати о навигации. Вот закрыли её 12 ноября 2011 года, а льда ещё два месяца не было, а бюрократам плевать на рыболовов. Не ленитесь, ходите на митинги против платной рыбалки, и мы всё изменим. Вместе мы сила! И тогда ставить (за наш счёт) светофоры на мост Пестеля (Пантелеймоновский) всякие неграмотные бессовестные чиновники не будут.
Подойдём на мотолодке к мосту Пестеля и что же мы увидим? На мосту квадрат (фото слева): значит, мы идём против течения и обязаны пропускать суда идущие от Летнего сада, а если мы повернём налево к Первому Инженерному мосту, то увидим ромб (фото справа) – значит, пропускают нас. Так как движение летом очень интенсивное, то мы можем пропускать суда до Второго пришествия, тут надо руководствоваться простой логикой: если от Летнего сада идёт под мост большое судно стекляшка с сотней пассажиров, то не надо лезть под мост, а вот две небольших лодочки спокойно разойдутся под мостом Пестеля. Главное не торопиться, поворотников у судов нет.
Важно! Обгон под мостами запрещён.
Помимо ромба мы видим ещё два знака с цифрами 8 и 2,5. Восемь - это максимальная скорость на ВП Санкт-Петербурга в км/ч и превышать её нельзя. Два с половиной - это максимальная высота в метрах для судов по высоте для прохода под мостом.
Прошли инженерный мост, посмотрим на знаки с обратной стороны (см. фото слева) и видим знак «Внимание» (восклицательный), потому что тут очень резкий поворот налево (совершенно не просматриваемый) и пересечение двух рек.
В Лебяжью канавку заходить нельзя.
Идём к площади трёх мостов и попадаем на развилку: налево по ромбу (см. фото справа) в канал Грибоедова пойдёшь и… на встречку попадёшь (!), т. к. этого знака здесь быть не должно.
Движение по каналу Грибоедова — одностороннее (см. схему вверху), здесь был бы к месту знак «движение маломерных судов запрещено» (фото вначале статьи). Поэтому пойдём прямо до Зимней канавки. В принципе, в Неву на мотолодке выйти можно, но это уже ВВП, так что отложим до следующего раза. Тут лучше развернуться и уйти в Фонтанку, т.к. двигаться удобнее по часовой стрелке (снова см. схему).
Идём по реке Фонтанке и видим дноочистительный снаряд. Обходим его по левому борту со скоростью 5 км/ч и так же делаем, проходя мимо причалов.
Пункт 2.10 «Правил пользования водными объектами (ВП) для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге» требует наличия радиостанции речного диапазона. Это частота 300.2 МГц, причём постоянно должен быть включен 5 канал (он для вызова и подачи сигналов бедствия).
Когда этот пункт писали (ещё в Ленинграде) мобильных телефонов не было, а в наше время пользоваться рацией в черте города - это нонсенс. Сейчас у всех мобильные телефоны, и только один инспектор из всех работающих в нашем городе потребует от вас эту радиостанцию.
Канал вызова — значит, вызвали нужное судно и ушли на специальный 42-й канал (для связи маломерных судов). На примере это будет примерно так: увидели Матюхина Лёху на мотолодке оранжевого цвета с номером 412, делаем так - говорим в рацию:
- Судно 362 (наше) вызывает судно 412 (а если номера не видно, то можно вызывать оранжевую моторку). Приём.
Лёха вам в ответ:
- Судно 362 слышу вас! Приём.
Вы ему:
- Предлагаю перейти на канал номер 42.
И всё! Больше засорять 5-й канал нельзя.
Подать сигнал бедствия — можно так:
- Спасите! Помогите! Маманя! Лё-ё-ёлик!
А лучше сказать в рацию «Мэйдэй» три раза подряд, «говорит» один раз, «судно 362» три раза и ждать ответа секунд 30. И так повторять пока вас кто-нибудь не услышит и не спросит - где вы находитесь? Эта команда подаётся, только когда судно тонет, человек за бортом или ещё что-нибудь похуже.
А не послать ли мне инспектора ГИМС...?
И вдруг, откуда ни возьмись... катер с наклейкой на лобовом стекле «ГИМС МЧС России», вымпел на флагштоке, на членах экипажа форменная одежда. Государственный инспектор при подходе к остановленному судну обязан представиться судоводителю, чётко назвать свою должность, фамилию, имя, отчество предъявить служебное удостоверение и объяснить причину остановки судна.
А если вы не хотите разговаривать? Можно ли «послать» инспектора ГИМС? Ответ: да. «Послать» инспектора ГИМСа в пешее эротическое путешествие, конечно, можно (особенно угрожая оружием и «корочками»), он сразу отстанет от вас. Но, минут через 10 вы будете общаться с речным подразделением ОМОНа. А вы уверены, что они вообще хоть какие-нибудь слова знают?
Вот мы освоили начальные правила плавания на ВП, и теперь морально готовы для выхода на своей мотолодке на Неву (ВВП), но об этом в следующий раз.
В помощь водномоторнику:
Правила плавания на надувных лодках с моторами: что, как и почём? Часть 1
Правила плавания на надувных лодках под мотором. Выходим на ВВП. Часть 3
Правила плавания на надувной лодке под мотором: морские пути. Часть 4