Обкатка это процесс влияющий на всю дальнейшую эксплуатацию мотора. Сделаете правильно – десять лет голова болеть не будет.
Что, собственно, мы обкатываем?
• коленчатый вал с подшипниками;
• цилиндр и поршневые кольца;
• шестерни редуктора.
Что нужно знать приступая к обкатке?
- Если вы купили японский мотор, то всё вышеперечисленное сделано качественно и в принципе…, но производитель всё равно страхуется - требуя обкатку.
- Для обкатки в 2-х тактном моторе используется топливная смесь с повышенным содержанием масла обкаточная ”жирная” 1:25 (4 %), а не рабочая 1:100(1 %) или 1:50(2 %). В новейших инструкциях японских фирм
процесс обкатки сокращён до 5 часов для 2-х тактных моторов.
- В 4-х тактном моторе мы не можем увеличить количество масла, поэтому они обкатываются 10 часов, но первая замена масла производится ещё спустя 10 часов обычной эксплуатации, то есть,
весь процесс занимает все 20.
- В редуктор (ногу, дейдвуд) масло залито с завода.
-
Обкатка мотора в бочке не имеет никакого смысла, так нет нагрузки на редуктор, и очень вредна для 2-тактных моторов (окислы сгоревшей смеси вместе с водой попадают обратно в систему охлаждения и откладывается на стенках каналов охлаждающей моторную голову рубашки, потом на них начинает осаживаться грязь уменьшая их пропускную способность).
Алгоритм обкатки 2-х тактного мотора.
Заводим и 10 минут прогреваем мотор на холостом ходу
• 1-й час max обороты до 1/4 газа
• 2-й час max обороты до 1/3 газа
Итак, прошло два часа и
теперь каждые 15 минут на 30 секунд поднимаем обороты до максимальных.
• 3-й час max обороты до 1/2 газа
• 4-й час max обороты до 3/4 газа
• 5-й час max обороты до 3/4 газа
Что значит 1/2 газа?
На моторе есть румпель, а на нём рукоятка управления газом, у которой два положения min и max следовательно 1/2 это условно посередине (при включённой передаче). Но это не значит, что вы должны зафиксировать ручку газа и весь час идти на таких оборотах, необходимо всё время менять обороты не превышая 1/2 и 4 раза в час поднимая до max. Поэтому-то, так удобны моторы с нормальной ручкой газа, а не ползунком на корпусе.
Алгоритм обкатки 4-х тактного мотора.
Заводим и 10 минут прогреваем мотор на холостом ходу.
• 1-2 час max обороты до 1/4 газа
• 2-4 час max обороты до 1/3 газа
Прошло 4 часа и теперь
каждые 15 минут на 30 секунд поднимаем обороты до максимальных.
• 4-6 час max обороты до 1/2 газа
• 6-8 час max обороты до 3/4 газа
• 8-10 час max обороты до 3/4 газа
Общие рекомендации.
- По окончании полной обкатки (10+10=20 ч) масло из картера 4-х тактного движка подлежит замене. На моторах от 8 лс меняют и масляный фильтр.
- В 2-х тактном просто доработайте “жирную” смесь из бака и смените свечи.
- В редукторе масло также надо сменить, и лучше на синтетическое, оно не вымывается водой намного дольше. Как-то был случай с рыболовами, которые до базы ползли четыре часа с пробитым корпусом редуктора. Все шестерни остались целы.
- После обкатки мотора, если он на гарантии назначается 1-е ТО в мастерской.
- По окончании сезона, то есть осенью, надо консервировать и проверять мотор. Если авария какая произошла, пока запчасти закажете, отремонтируете моторчик, время рыбалки и подоспеет - весной этим заниматься поздно!
- Японский мотор - это гарантия рыбалки и возвращения домой вовремя!
- Для обкатки нужны хорошая компания, карандаш, часы и блокнот.
- Рекомендую моторы до 6 л.с обкатывать в одиночку на пустой лодке, а от 9.8 лс - можно пилоту с пассажиром.