Надувные лодки из ПВХ ткани FLINC 280 и BoatMaster 300
Предметом испытаний послужили два бренда гребных лодок — FLINC и BoatMaster. При этом дополнительной сложностью было то, что выпускаются они одной и той же петербургской компанией «Флинк». Однако, несмотря на разные торговые марки, глядя на них никогда нельзя было бы подумать, что обе они являются детищем одной и той же фирмы — настолько различный подход к решению одних и тех же задач реализован в каждой из них. Единственное, что их хоть как-то объединяет, — это принадлежность к классу гребных надувных лодок из ткани ПВХ и наличие навесного транца, позволяющего установку маломощного подвесного лодочного двигателя.
На фото: Надувные лодки из ПВХ ткани FLINC 280 (справа) и BoatMaster 300 (слева)
Модели лодок, которые предстояло сравнивать — FLINC 280 и BoatMaster 300. Сразу могу сказать, что заявленная производителем разница в 20 сантиметров оказалась не существенной, так как контрольные замеры показали, что если на «Флинке» указана длина по баллону, то на «Ботмастере» — габаритная. То есть по баллону она составила 290 см, а оставшиеся 10 см, видимо, нужно накинуть на выступающие ручки для переноски с носа и кормы лодки. Основные внутренние размеры кокпита также оказались практически идентичными. Максимальная длина кокпита в обеих лодках составила 210 см. Ширина кокпита — 56,5 см («Флинк») и 57 см («Ботмастер»). Правда, в объёме кокпита у этих лодок оказались и существенные отличия, но речь об этом пойдёт немного ниже.
Для чистоты эксперимента на тест обе лодки были представлены в расширенной комплектации. То есть, помимо стандартного набора из вёсел, помпы и ремкомплекта, каждая из них была укомплектована двумя различными типами днища — жёстким полом из фанеры и вкладной надувной палубой высокого давления Air Deck.
Как я уже говорил выше, обе лодки были мне уже давно и хорошо знакомы. На точно таком же «Флинке» я с товарищем сплавлялся по реке Лидь, протекающей в дремучих лесах на границе с Вологодской областью. Во время сплава эта лодка показала себя с лучшей стороны, так как тогда нам приходилось преодолевать на ней каменистые пороги и перекаты. И за это время она стала нашей надёжной спутницей. Что касается «Ботмастера», то эту лодку я тестировал года два назад, ранней весной в Санкт-Петербурге, когда на Неве ещё не сошёл лёд. Тогда она не вызвала у меня никаких особенных нареканий, кроме разве что небольших замечаний, которые к этому времени уже полностью устранены.
Однако приступим к сравнению.
Внешние характеристики
Во-первых, нужно сказать, что их объединяет. А объединяет эти лодки прежде всего общий класс. В паспорте каждой из них указано, что пассажировместимость составляет два человека, а грузоподъёмность 220 кг. Это делает необязательной их регистрацию в ГИМС при использовании в качестве только гребных лодок. Однако на каждой из них установлен навесной транец, и в паспорте указано, что их можно использовать с подвесным двигателем мощностью до 3,5 л.с. Согласно новым правилам, управлять лодкой с двигателем до 5 л.с. включительно теперь можно без удостоверения на право управления маломерным судном. Но в этом случае лодка в обязательном порядке должна быть зарегистрирована, ей должен быть присвоен гос. номер, а её владелец обязан получить в ГИМС судовой билет.
Лодки упаковываются в сумки-рюкзаки, позволяющие удобно переносить их даже на значительные расстояния.
Габариты сумок с лодками: «Флинк» — 75x40x23/30 см, «Ботмастер» — 75x55x25/30 см.
Последний показатель через дробь означает, что сумки имеют разную ширину вверху и внизу. Кроме лямок для переноски за плечами, сумки снабжены дополнительными ручками — как на чемоданах. А сумка для «Ботмастера» имеет дополнительные лямки для транспортировки её силами двух человек. В разобранном и упакованном виде каждую из лодок можно перевозить в багажнике легкового автомобиля или, если он занят, на заднем сидении. При этом если перевозить там лодку в вертикальном положении, занятым оказывается только одно пассажирское место, а обзору через зеркало заднего вида ничего не мешает.
Интеллигент и работяга
В технических характеристиках лодок указано, что диаметр баллонов у «Флинка» — 36 см, а у «Ботмастера» — 40 см. На практике это выглядит следующим образом: усилие и время, которые требуется применить при накачивании «Ботмастера» входящей в комплект к лодке ножной помпой, немного больше, чем у «Флинка». Ненамного, но всё равно больше, особенно когда речь идёт о сравнении. Зато когда лодки были надуты и поставлены рядом, то разница между ними стала видна ещё ощутимее. Так, «Флинк» обладает утончёнными угловатыми обводами, выдающими у его конструкторов и разработчиков наличие хорошего вкуса и неистребимую тягу к прекрасному. В то же время «Ботмастер» имеет подчёркнуто брутальные округлые формы, делающие его чем-то похожим на эскадренный броненосец времён русско-японской войны 1905 года. Лодка кажется массивной, и весь её внешний вид при этом как будто говорит, что предназначена она не для увеселительных прогулок по водной глади спокойного водоёма, а для тяжёлого рыбацкого труда на большой открытой воде. Что касается внутреннего пространства, то, несмотря на одинаковые основные размеры, в «Ботмастере» его объективно больше. Связано это с тем, что носовая часть у «Флинка» имеет большой угол сужения, и полезного пространства в нём остаётся не так много. Другими словами, поставленные рядом друг с другом эти две лодки чем-то напоминают интеллигента в шляпе пирожком и рабочего из литейного цеха, где специфика работы требует от человека наличия большой физической силы.
На фото: Надувная лодка из ПВХ ткани FLINC 280 (слева) и надувная лодка ПВХ BoatMaster 300 (справа)
Надувное дно и жёсткий пол
На этом внешние сравнения можно закончить и перейти к практическим испытаниям. Сначала мы попробовали установить на обе лодки жёсткий надувной пол высокого давления Air Deck. Установка этого типа днища — весьма простое занятие. Для этого достаточно просто расстелить его внутри уже накачанной лодки и довести до рабочего давления. В итоге внутри лодки получается ровный жёсткий пол. Время его установки и накачивания не заняло больше двух минут для каждой лодки. Следует сказать, что лично я не являюсь большим поклонником данного типа днища на моторных надувных лодках большого размера из-за того, что они теряют часть своих мореходных качеств. Однако применительно к гребным надувным лодками я считаю это решение оправданным, так как больше ни один тип днища не устанавливается так же легко и удобно, как Air Deck. Кроме того, установка такого пола положительно сказывается и на весе лодки. По крайней мере, такую лодку можно без особенных усилий донести одному человеку на руках до самой воды в собранном виде. Кстати, могу поделиться одним секретом из личного опыта. В походах и экспедициях Air Deck успешно заменяет туристический коврик, который можно расстелить в палатке, а можно использовать его в качестве матраса. Места в сдутом виде он занимает не так много, но в то же время комфорта даёт гораздо больше.
На воде лодки с установленным Air Deck показали следующее: «Флинк» — весьма лёгкий ход под вёслами и высокую маневренность. Для достижения оптимальной скорости движения достаточно работать вёслами абсолютно без усилий. При желании в лодке даже можно стоять в полный рост, что важно при работе со спиннингом.
С «Ботмастером» дело обстояло немного иначе. Как ни странно, но эта лодка с надувным полом на воде повела себя достаточно непредсказуемо. Так, делая гребок, было невозможно угадать, в какую сторону повернёт лодка. Устоять же в полный рост на ней может только человек с хорошим вестибулярным аппаратом. Другими словами, «Ботмастер» с надувным полом высокого давления получился слишком лёгким, из-за чего даже совсем небольшое колебание водной поверхности или порыв ветра сказывались на его поведении на воде.
Вволю покатавшись на надувном дне, попутно мы развенчали миф о его низкой надёжности. Сделано это было просто — в одну из лодок мы посадили собаку. Есть мнение, что своими когтями собака может как-то повредить борта лодки из ПВХ или сам Air Deck. Так вот, это утверждение является мифом и досужим домыслом. С лодкой и дном ничего страшного не случилось.
Но настало время попробовать лодки со вторым типом днища — жёстким полом из морской фанеры.
Лодки FLINC снабжаются в такой комплектации просто двумя пайолами из фанеры, которые укладываются на пол и при накачивании лодки жёстко зажимаются между баллонами лодки и тканью днища. В комплектацию «Ботмастера» входит полноценный жёсткий фанерный пол-книжка, полностью закрывающий собой весь пол кокпита. С установкой такого пола «Ботмастер» буквально на глазах преобразился в лучшую сторону. Лодка пошла по воде легко и свободно, а устойчивость появилась такая, что при желании охотник или рыбак во время празднования особенно удачного трофея может исполнить на нём традиционный морской танец — «Джигу».
С «Флинком» всё вышло немного по-другому — ход лодки стал немного более вязким и неровным. Хотя на таких пайолах тоже можно стоять в полный рост, но делать это я бы посоветовал только в крайнем случае. Также при установке не следует сдвигать такие пайолы вплотную друг к другу. Дело в том, что при движении на воде они начинают играть, и в щель между ними могут попасть пальцы ног, особенно если находиться в лодке босиком или в шлёпанцах. Конечно, серьёзной травмы при этом получить невозможно, но несколько весьма неприятных мгновений при защемлении гарантировать можно.
На фото: Надувная лодка из ПВХ ткани FLINC 280 и надувная лодка ПВХ BoatMaster 300
Итог
Сравнив между собой эти две лодки на воде, я пришёл к следующим выводам. «Флинк» по всем своим показателям идеально подходит на роль гребной лодки «выходного дня» и может служить достойным украшением лоджии, балкона или антресолей среднестатистического горожанина, который выбирается на воду исключительно по выходным с целью просто немного развеяться, погрести по водной глади или спокойно посидеть с удочкой. Сама лодка при этом выполнена весьма стильно и имеет хорошо узнаваемые «фирменные» обводы. Кроме того, такая лодка будет весьма уместно смотреться где-нибудь на пляже — в окружении играющих в волейбол загорелых молодых людей. Лучше всего приобретать её в комплекте с Air Deck, что даёт ей дополнительный комфорт и удобство. На воде она смотрится скорее как игрушка, так как сделана весьма аккуратно.
Что касается «Ботмастера», то это настоящая рабочая лодка, приобретать которую лучше всего тем, кто планирует использовать её как основное плавсредство для серьёзных рыбалок во время отпуска в Астрахани, а также на Ладоге, Онеге и других крупных водоёмах. Также это хороший выбор для тех, кто большую часть времени проводит на даче, где есть открытая вода, там она надувается в самом начале сезона, а сдувается только в день отъезда. Кроме того, если у потенциального владельца уже есть подвесной лодочный мотор до 3,5 л.с. или планируется его приобретение, его установка на эту лодку будет весьма оправдана. Другими словами, «Ботмастер» — это серьёзная лодка для серьёзных людей, даже несмотря на то, что формально она относится к классу гребных. Использовать её лучше всего только с жёстким полом, так как только при его установке она может раскрыть весь свой большой потенциал.
На фото: Надувная лодка ПВХ BoatMaster
Автор: Павел Прудников