— Изменилась ли непростая ситуация с распространенным в России хищением лодочных моторов? Есть ли положительные сдвиги в этом болезненном для многих водно-моторников вопросе?
— В этом году ужесточились правила ГИМСа, касающиеся регистрации моторов. На наш взгляд, это положительно сказалось на общей ситуации с импортными б/у моторами. Не секрет, что 90% двигателей иностранного производства, которые можно было приобрести на рынке б/у, были с криминальным прошлым — это были ворованные моторы. Для их законной регистрации было достаточно наличия справки-счёта, сделать которую не составляло особого труда. С апреля месяца 2010 года для регистрации мотора необходим целый пакет документов, который бы подтверждал его чистую историю. По сути, регистрация лодочного мотора стала аналогична регистрации импортного автомобиля — со всеми необходимыми документами о прохождении таможни, постановке на учёт и подтверждающими документами о продаже.
Подобные меры во многом не только снизят долю ворованных моторов на рынке, но и смогут стимулировать спрос на импортные двигатели. Многих останавливала при покупке дорогого импортного мотора его «привлекательность» в качестве лёгкой наживы. Сейчас ситуация изменилась, и можно не опасаться, что дорогой мотор станет предметом «охоты».
— На этом фоне моторы отечественного производства продолжают пользоваться спросом среди покупателей на Северо-Западе?
— В этом году спрос на отечественные подвесные лодочные моторы увеличился весьма заметно. Отчасти это связано с общим изменением экономической ситуации и появлением возможностей у любителей отдыха на воде после долгого перерыва приобрести мотор. Также на увеличение продаж отечественной техники повлиял острый дефицит в этом году импортных моторов. Многие, не находя на рынке предложений по «иномаркам», отдают предпочтение моторам отечественного производства (либо зарубежным б/у).
— Как быть тем, кто хочет приобрести лодочный мотор б/у? Как избежать покупки ворованного мотора?
— Самый простой способ — это потребовать у владельца копию судового билета. Любой мотор должен быть зарегистрирован в судовом билете. Если б/у мотор не зафиксирован в судовом билете, то его дальнейшая регистрация новым покупателем будет невозможна. Если с судовым билетом всё в порядке, то вы смело можете составлять договор купли-продажи. Мы рекомендуем подписывать этот договор при инспекторе ГИМС. Подлинность судового билета можно также проверить в ГИМСе, где есть соответствующая база.
— Как Вы можете прокомментировать изменения в законодательстве, которые теперь позволяют управлять лодкой под мотором до 3,68 КВт без прав?
— Это, безусловно, хорошее нововведение, которое во многом способствовало популяризации отдыха на моторных лодках. Однако не стоит забывать, что выход на воду и управление лодкой подразумевает хотя бы элементарное знание правил движения. Не исключено, что в ближайшее время, когда парк приобретенных маломощных моторов расширится, в ГИМСе придут к выводу о необходимости получения соответствующих прав на управление лодкой под этими моторами, и тогда многие владельцы будут поставлены перед необходимостью получения прав, что, уверен, вызовет массу трудностей и потерю времени. ГИМС достаточно часто меняет свои решения, и такая ситуация вполне реальна уже в ближайший год.
— Каковы могут быть причины возникновения неисправностей подвесного лодочного мотора?
— Причин может быть много, но, как правило, они являются следствием неправильного обслуживания и эксплуатации.
У нас мало кто умеет правильно хранить лодочные моторы. Всё-таки у нас северные широты с присущими минусовыми температурами. В таких условиях консервация, а по сути, обезвоживание мотора — жизненно необходимая процедура. Без неё мотор может в буквальном смысле «умереть» к следующему же сезону.
Если вы по каким-либо причинам не можете провести процедуру консервации, то приносите мотор нам. Компания «Русские Моторы» проводит подготовку мотора к зиме, а также может взять на себя обязательства по его хранению. Вам останется лишь прийти за мотором весной. При этом вы получите полностью обслуженный двигатель, готовый к работе на весь сезон. Стоимость такой услуги по консервации, расконсервации, проведению ТО и хранению за период с осени по весну составляет у нас всего 2000 руб.
— Каковы основные ошибки при непосредственной эксплуатации лодочного мотора на воде?
— Типичная ситуация — когда лодка стоит у берега, владелец садится в неё, заводит мотор и начинает движение. Этого делать категорически нельзя, ведь у мотора, как правило, водяное охлаждение, при котором под килем должно быть минимум 1-1,5 метра воды. На наших водоёмах с необорудованными берегами таких глубин нет. Как следствие, весь песок, ил и т.п. оказываются в моторе. А всего-то надо отойти от берега на вёслах 5-10 метров, завести, прогреть мотор 1-2 минуты и спокойно начать движение. При подходе к берегу тоже необходимо соблюдать несложные рекомендации: заглушить мотор за несколько метров от берега, поднять мотор, чтобы не повредить его о камни, и завершить остаток пути на вёслах.
Кроме того, мы настоятельно рекомендуем для продления жизни лодочного мотора ответственно подходить к используемому топливу. Бензин должен быть свежим и качественным. Хранить бензин советуем только в пластиковых канистрах, которые не подвержены коррозии.