Самое раннее массовое использование надувной лодки датировано 880 годом до н.э., когда царь Ассирии и его армия использовали накачанные воздухом и смазанные жиром шкуры животных для того, чтобы переправиться через реку. Другие исторические источники указывают, что во время династии Мин в Китае надутые шкуры также использовались для форсирования рек.
Эра современных надувных лодок
Первое подобие того, что стало в дальнейшем именоваться надувной лодкой, ввел в употребление Герцог Веллингтон (начало 19 века), который использовал их в боевых действиях. Однако, эти ранние варианты были не очень надежны - они часто протекали и легко прокалывались, да и по своей конструкции оставались близки больше к понтонам. Но для своего времени это был прорыв, который послужил толчком к дальнейшему быстрому развитию этого направления пневматического судостроения.
В 1840-х годах несколько офицеров, включая лейтенанта Питера Хаккета, разработали специальный вариант лодки для арктических условий.
В 1848 году генерал армии США Джордж Каллум представил надувную лодку с резиновым покрытием, которая применялась в ходе гражданской войны.
В 1866 году три человека пересекли Атлантический океан на надувном плоту из трех отсеков – и это было первое пересечение океана в истории надувных лодок. Этот важный опыт показал, что надувные лодки могут быть крепкими и надежными, что они заслуживают дальнейшего развития.
Резиновые надувные лодки и вулканизация
В начале 1900-х годов развитие производства вулканизованной резины подняло надувные лодки на следующий уровень. Одновременно во Франции, Англии и Германии был начат выпуск близких к современным версий надувных резиновых лодок. В 1937 году Пьером Дебротеллем был разработан удобный и надежный U-образный дизайн, используемый и по сей день.
Начало второй мировой войны привело к расширению применения надувных резиновых лодок в армии и на флоте. Военные корабли и подводные лодки ввели в использование резиновые лодки для быстрой эвакуации, как не занимающие слишком много места на борту судна. Военные использовали их также для десанта на мелководье, для транспортировки грузов, снаряжения и даже торпед с морских судов на берег.
Надувные лодки с 1950 года по настоящее время
После войны резиновые лодки продолжали использоваться потребителями, но они все еще оставались в большинстве своем гребными. Первый промышленный подвесной лодочный мотор был изобретен Олом Эвинрудом еще в начале 1900-х, но не приобрел широкого применения вплоть до 1950-х годов – до тех пор, пока француз Ален Бомбар впервые не совместил твердое днище, надувной корпус и двигатель внутреннего сгорания в единую конструкцию. Одним из первых сторонников такой лодки был Жак Кусто, знаменитый морской биолог и дайвер.
С 1960-х надувные резиновые лодки стали невероятно популярными среди рыбаков и лодочных энтузиастов как чрезвычайно плавучие, легкие, удобные и непотопляемые. Целый ряд новых усовершенствований сделал их хитами рынка, доказав, что эти плавсредства могут использоваться для любого типа водных путешествий. Нет никаких сомнений в том, что история надувных судов еще не закончена – они будут продолжать развиваться и совершенствоваться, радуя нас новыми и более практичными вариантами. Колоссальный рывок в популяризации и широком распространении надувных лодок во всех областях стал возможен с появлением современных материалов, таких, как ПВХ ткань.
Хотите узнать больше об истории надувных лодок?
Надувная лодка: история пневматического судостроения.
Хотите знать еще больше?
История создания
надувных лодок: из глубины веков к современности.
История надувных лодок: от технических открытий до военных заказов.
История
надувных лодок: их гражданское использование после Второй мировой.
Надувная лодка - теперь это необходимость!?